Фоторепортажи 23 августа 2022 г. 20:48

Мастера из Поднебесной изготовят сотни лаковых миниатюр для воссоздаваемого Китайского зала Екатерининского дворца в Царском Селе

Мастера из Поднебесной изготовят сотни лаковых миниатюр для воссоздаваемого Китайского зала Екатерининского дворца в Царском Селе
Фото предоставлены ПАО "Газпром"

Interfax-Russia.ru - Восстановление утраченных в 1940-х годах интерьеров личных комнат императрицы Екатерины II продолжается в Зубовском флигеле Екатерининского дворца в Пушкине.

"Эти комнаты были разрушены во время Великой Отечественной войны и только сейчас благодаря участию ПАО "Газпром" нам удалось начать и в значительной степени приблизиться к воссозданию этих великолепных, уникальных интерьеров. За прошедший год мы очень продвинулись. Наши реставраторы изготовили почти все необходимые декоративные детали, и сейчас мы уже монтируем эти детали на стены", - сообщила журналистам во вторник заместитель директора по реставрации государственного музея-заповедника "Царское Село" Наталья Кудрявцева.

Работы ведутся в Китайском и Купольном залах, Синем (Табакерке), Серебряном и Зеркальном кабинетах, Опочивальне, Рафаэлевской и Туалетной комнатах.

Директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов уточнил, что в настоящий момент наибольший объем выполнен в Купольном зале и Серебряном кабинете: в их отделке уже появляются живописные элементы. А Китайский зал, Рафаэлевская и Туалетная комнаты пока находятся лишь на стадии общестроительных работ.

Как пояснила "Интерфаксу" Кудрявцева, разница в готовности комнат связана с проектной документацией: проект реставрации трех наименее отделанных помещений разрабатывался несколько лет назад, в то время как другие пять интерьеров воссоздаются по давно готовым планам (их автором является главный архитектор восстановления Екатерининского дворца после Великой Отечественной войны Александр Кедринский), что позволило раньше приступить к работам в этих комнатах. 

Большой реставрационный интерес представляет интерьер Китайского зала - приемной Екатерины II. По словам Кудрявцевой, мастера из Академии художеств уже создали живописные эскизы сцен из китайской жизни, которые украсят плафон помещения. Стены зала планируется декорировать небольшими панно в технике китайского лака - сложнейшей в прикладном искусстве Поднебесной. Во времена Екатерины II помещение украшали 170 таких миниатюр.  

Кудрявцева сообщила, что лаковые миниатюры для воссоздаваемого зала музей планирует заказать у китайских мастеров: российские умельцы техникой не владеют.

"Сейчас идут переговоры с китайской стороной, с которой мы планируем заключить договор на исполнение этих 170 панно. В настоящий момент выполнено два пробных панно в двух техниках - золотого лака и коромандельского резного полихромного лака. Эти панно на пути в Россию из Китая", - сказала она.

Кроме того, китайским мастерам предложат изготовить свыше 500 эмалевых миниатюр для декорирования наличников дверей зала.   

В Зеркальном кабинете, где Екатерина II работала с корреспонденцией и иногда устраивала личные приемы, также ведутся работы по воссозданию плафона. По словам главного архитектора ГМЗ "Царское Село" Марии Рядовой, работу осложняет то, что реставраторы доподлинно не знают, каким он был в 1880-е годы, когда создавалось убранство кабинета.

"Мы обращаемся к изображениям, которые показывают нам этот плафон уже после перестройки интерьера Ипполитом Монигетти, потому что следующей после Екатерины хозяйкой этого пространства становится Мария Александровна, и она не кардинально, но перестраивает интерьеры в соответствии со своими целями и по моде того периода. Мы видим, что это уже плафон середины XIX века, не целиком живописный. Здесь гораздо больше фонового пространства из позолоты, есть декоративные гризайльные (разновидность росписи - ИФ) решетки, увитые растительным орнаментом, через которые вы видите золотой фон. Все это пока не дописано", - сказала Рядова.

Стены воссоздаваемого интерьера будут убраны зеркалами. Пол, как планируется, отделают паркетом, причем "родным" для помещения: до наших дней сохранилось покрытие, положенное в Зеркальном кабинете в XVIII веке.

"Здесь в единственном интерьере из реставрируемых комнат сохранился подлинный паркет. Произошло это потому, что он был похищен во время Великой Отечественной войны, разобран на щиты и вывезен в Берлин, где находился в порту, ожидая переправки. Но в 1947 году экспедиция российских специалистов обнаружила и идентифицировала его именно как паркет Зеркального кабинета Екатерининского дворца. После этого его привезли в Царское Село, где долгое время хранили в фондах музея", - пояснила Рядова.

Она добавила, что сейчас паркет реставрируют.

Один из самых оригинальных среди восстанавливаемых - интерьер Синего кабинета (из-за маленького размера Екатерина II называла эту комнату Табакеркой). По словам старшего научного сотрудника ГМЗ  Марины Басовой, необычность интерьера Синего кабинета - в облицовке белым и синим стеклом, что было редкостью для своего времени.

Она добавила, что в собрании "Царского Села" сохранился столик из Табакерки. Когда кабинет будет готов, этот столик вместе с несколькими воссозданными предметами мебели займет место в помещении.

Помимо этого в Купольном зале - приватной столовой Екатерины II - в настоящий момент можно увидеть купол, деревянные альфрейные колонны и элементы лепного декора. В Опочивальне уже установлены зеркала, а в Зеркальном кабинете, где императрица вела прием высокопоставленных посетителей, - живописные пилястры. 

По словам Басовой, основой для воссоздания интерьеров служит иконографический материал из собрания музея - акварели, фотографии довоенного времени, а также коллекция автохромов, выполненных в 1917 году. Кроме того, мастера используют в работе уцелевшие фрагменты и обломки первоначальных интерьеров комнат.

"Во время войны Зубовский флигель сильно пострадал, здесь был пожар. Тем не менее сотрудники музея ходили по руинам, собирали все, что уцелело. Так, были найдены фрагменты белого молочного и синего стекла Синего кабинета, и мы на них ориентировались, когда подбирали цвет и состав стекла. Некоторое количество бронзовых элементов декора также уцелело, они использовались как образцы для воссоздания других элементов", - сказала Басова.  

Директор Царскосельский янтарной мастерской Игдалов уточнил "Интерфаксу", что в восстановительных работах участвуют свыше 200 человек.

"Это самый сложный, наверное, проект из тех, которые мы когда-либо делали. Я бы сказал, что он даже сложнее Янтарной комнаты. В этих интерьерах большое количество совершенно разных декоративных элементов: это и стекло, и паркет, и живопись, и керамика... А работаем мы одновременно в восьми помещениях", - отметил Игдалов.

Интерьеры личных комнат императрицы Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца были созданы в XVIII веке Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги и стали шедеврами эпохи классицизма. В отделке помещений использовались цветное стекло, золоченая бронза, серебро, фаянсовые плакетки, мастика, живопись, китайские лаки.

О начале большого проекта "Екатерина II. Личное пространство", предполагающего воссоздание утраченных в годы Великой Отечественной войны восьми  комнат императрицы, ГМЗ "Царское село" и ПАО "Газпром" объявили в 2019 году.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще