Interfax-Russia.ru - Расширенный реставрационный совет утвердил программу масштабного обновления шедевров живописца Григория Угрюмова "Взятие Казани 2 октября 1552 года" и "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года", передал корреспондент "Интерфакса".
В заседании совета приняли участие ведущие специалисты Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Государственного Эрмитажа, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Государственной Третьяковской галереи, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.
В ходе заседания эксперты представили итоговую программу масштабной научной реставрации картин Угрюмова, предложили свои методики и рекомендации для обновления двух монументальных шедевров, презентовали в мультимедийном формате итоговые результаты химико-биологических и технологических исследований.
Работа будет проходить в зале открытой реставрации в корпусе Бенуа Русского музея.
"Реставрация шедевров Григория Угрюмова, входящих в число особо значимых произведений из бесценной коллекции Русского музея, абсолютно необходима. Многие годы картины украшают Воскресенский зал – крупнейший и самый торжественный зал Михайловского замка. За более чем 220 лет с момента их написания не было комплексных реставрационных работ, хотя уникальные произведения кисти Угрюмова практически на треть века старше, чем грандиозное полотно "Последний день Помпеи" Карла Брюллова, отреставрированное нашими специалистами в прошлом году", - сообщила генеральный директор музея Алла Манилова.
Она отметила, что расширенный совет предваряет каждый масштабный реставрационный проект Русского музея, выступая в качестве платформы для профессионального диалога, где специалисты главных культурных институций России узнают о практике проектов Русского музея и обмениваются передовым опытом.
Подготовительный этап полотен к реставрации занял три месяца. За это время специалисты провели комплексные исследования произведений Угрюмова в лабораториях Русского музея.
"Тема реставрации традиционно вызывает большой интерес, но, как нам кажется, остаётся недооценённой. Мы прикладываем большие усилия для того, чтобы привлечь внимание к реставрации. На прошлой неделе состоялся первый семинар нашего большого образовательного курса для специалистов профильных специальностей в рамках проекта "Друзья Петербурга", который проходит на платформе реставрационной школы Русского музея. Студенты из 11 вузов на конкурсной основе стали участниками курса, который продлится до июня", - сообщила Генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома, начальник управления ПАО "Газпром" Елена Давыдова.
По ее словам, лаборатория поможет не только перенять опыт лучших художников-реставраторов Русского музея, но и отточить практические навыки во время образовательного курса. Занятия для первых учеников начались в реставрационных мастерских 7 октября. За работой реставраторов по восстановлению двух картин классика русского искусства также смогут наблюдать гости корпуса Бенуа Русского музея в зале открытой реставрации. Каждый посетитель сможет познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности.
Реставрационные работы займут два года. После завершения реставрации посетители увидят шедевры Угрюмова без "желтого фильтра", образовавшегося со временем из-за химических свойств лака, без изломов и других дефектов.
Полотна "Взятие Казани 2 октября 1552 года" и "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" были написаны Угрюмовым в 1799 году. Они украшали Воскресенский зал Михайловского замка. В 1897 году, в период формирования основной коллекции, шедевры Угрюмова вошли в собрание Русского музея. В последние годы картины вновь экспонировались в замке и служили частью постоянной экспозиции Воскресенского зала.
Ввод гостиниц в Петербурге в 2025г вырос в 3,2 раза