Прибыль производителей легпрома в реальном выражении выросла на 90% - НИУ ВШЭ

По оценке Высшей школы экономики, совокупный рост прибыли производителей легкой промышленности в реальном выражении за 2021-2023 годы составил 90%, оптовой торговли - 70%, а розничной - 36%. Такие данные озвучили представители НИУ ВШЭ на пресс-конференции "Легкая промышленность: анализ рынка и борьба с мошенничеством" 23 января в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс" в Санкт-Петербурге.

В НИУ ВШЭ также добавили, что в номинальном выражении выручка предприятий легкой промышленности значительно растет, т.е. с учетом инфляции выручка производителей одежды, обуви и текстиля за 3 года выросла на 33%, в том числе у малых предприятий на 35%, а выручка организаций оптово-розничной торговли практически не изменилась - т.е. рост выручки обусловлен ростом цен на продукцию.

"При этом нелегальный оборот благодаря маркировке снизился на 13% - с 36 до 23% и продолжает снижаться", - рассказал заместитель директора Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета "Высшая школа экономик" (ИГМУ ВШЭ) Артем Концерев. По его данным, влияние маркировки на цену составило 0,17%.

Эффект от введенной маркировки также отметил доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, замдиректора Центра компетенций в области цифровой экономики МГУ Алексей Андреев. Он сообщил, что дополнительный фискальный эффект составил 80 млрд рублей от введения маркировки одежды и текстиля и 62 млрд рублей от введения маркировки обуви. При этом доля нелегального оборота товаров легкой промышленности снизилась за 3 года на 36,11%.

"Также мы видим, что текстильные производства в целом имеют хорошую экономическую перспективу. Так, за 4 года их рентабельность увеличилась с 5,5% в 2019 году до 13,8% в 2023 году" - сказал Андреев.

По данным Минпромторга, на данный момент в системе маркировки "Честный знак" зарегистрировано почти 266 тыс. участников легкой промышленности, из них 82% - индивидуальные предприниматели.

"Благодаря развитию маркировки объем легального рынка в некоторых отраслях вырос на 30-50%" - рассказал директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский.

Вместе с тем, по словам главы общественного совета при Роспотребнадзоре Олега Павлова, именно на индивидуальных предпринимателей приходится основной процент нарушений - свыше 85%.

Чтобы сократить количество нарушений и помочь участникам рынка, Центр развития предпринимательства и торговли (ЦРПТ) разработал ряд мер поддержки: бесплатное мобильное приложение "Честный знак. Бизнес", программное обеспечение "Маркировка.Просто", сервис документооборота "ЭДО Лайт". Также действует "Честное сообщество".

"Для участников рынка легкой промышленности в прошлом году мы провели свыше 500 обучающих мероприятий по маркировке. Также на сегодняшний день благодаря запущенной линии поддержки было решено свыше 3000 вопросов предпринимателей. Отмечу, что 99,5% вопросов решено дистанционно" - сообщил заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов.

Также принято совместное решение ЦРПТ и Минпромторга об открытии Центра маркировки. "Центр открывается 24 января в 16:30. На открытии будет проведен первый онлайн-семинар" - рассказала заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Ольга Горышина.

Реваз Юсупов добавил, что центры будут открываться везде, где это потребуется, а ЦРПТ готовы отправить технических инженеров в любую точку России для оказания помощи.

Помощь ЦРПТ и пользу от маркировки отметили и сами производители. Так, директор по продажам бренда Ololol Дарья Баженова сообщила, что совместно с "Честным знаком" у них прошла рабочая встреча, на которой доступно рассказали про все нюансы работы с маркировкой, УПД, национальном каталоге.

"Если у нас возникают какие-то вопросы, мы обращаемся к нашему оператору и быстро получаем понятный ответ. Благодаря системе маркировки мы можем достойно и наравне соперничать с большими игроками рынка, снижая уровень контрафактной продукции, - сказала Баженова.

Другие представители бизнеса отметили, что затраты на маркировку оказались небольшими. Например, председатель Консорциума лёгкой промышленности Курской области Тамаз Купатадзе потратил на необходимое оборудование около 20 000 рублей, а ИП Дарья Ермачкова приобрела всю необходимую технику за 12 000 рублей. Они подчеркнули, что эти затраты оказались вполне оправданными, так как оборудование качественное и позволяет работать быстро и без сбоев.

Материал публикуется на коммерческих условиях. "Интерфакс" не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.