Россия / Россия и мир 22 июля 2025 г. 15:03

РФ ведет переговоры о присоединении к системе "Синяя карта" с пятью странами, список могут пополнить Китай и Монголия - РСА

Москва. 22 июля. ИНТЕРФАКС - РФ в настоящее время ведет переговоры о возможности присоединения к международной системе страхования автогражданской ответственности "Синяя карта" с пятью странами, еще две страны - Китай и Монголия - также проявляют интерес к участию в такой системе, сообщил "Интерфаксу" президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

По его словам, в число наиболее активных стран - участников переговоров по "Синей карте" в настоящее время входят Казахстан, Киргизия, Турция, Иран и Азербайджан.

РСА готов к участию в обсуждении возможного расширения международных систем страхования автогражданской ответственности, сказал Уфимцев. "В перспективе этот проект может способствовать развитию международных грузоперевозок, внешней торговли, расширению пассажиропотоков, структурированию потоков трудовой миграции и туризма", - считает Уфимцев.

Вместе с тем он подчеркнул: "Процесс подготовки любой страны ко вступлению в систему может занимать годы". Это потребует политического решения на уровне первых лиц стран или правительств, а также формирования позиции со стороны страховых регуляторов. Затем понадобится проведение огромной работы по подготовке к запуску проекта, гармонизации подходов, в том числе законодательных, и согласование IT-решений.

Предварительно заинтересованным странам необходима углубленная оценка - нужно ли создавать всю такую систему на уровне взаимодействия конкретных стран при определенном уровне транзитных перевозок грузов и пассажиров, или можно обойтись просто покупкой полиса обязательного страхования гражданской ответственности, убежден Уфимцев.

"Расширение действия полисов ОСАГО на сопредельное государство или внедрение обоюдно принимаемого полиса страхования ответственности при транзитном следовании транспортных средств - это долгий процесс согласования условий, порядка, подходов к урегулированию убытков, проверки валидности договоров страхования, согласования форм полисов, форм заявления и урегулирования страховых случаев на территории стран, в которых такое страхование действует, и ряда иных позиций", - развил тему глава РСА.

Кроме того, по его словам, потребуется интеграция информационных систем (российской АИС страхования с информационными системы стран-участниц). Для введения международной системы страхования автогражданской ответственности потребуются изменения в законодательные акты всех стран-участниц.

Оценку значительных временных параметров таких международных проектов, приведенную агентству президентом РСА, разделяет генеральный директор "Национальной страховой информационной системы" (НСИС, оператор АИС страхования, 100%-ная дочерняя компания Банка России) Николай Галушин.

Опыт интеграции страховых информационных систем России и Белоруссии в рамках двустороннего проекта "Белая карта", по его мнению, показал, что подготовка к запуску "даже при относительно схожем законодательстве двух стран заняла длительное время. Информационные системы удалось сонастроить оперативно, а вот законодательство дорабатывалось гораздо дольше".

Преимущество "Синей карты", по мнению Галушина, состоит в том, что стоимость такого международного договора страхования определяется национальными, а не иностранными страховщиками. К тому же существует отработанная система процедур урегулирования страховых случаев по вине держателей "Синих карт" под контролем национальных бюро стран-участниц. При наличии у виновника иностранного полиса ОСАГО в случае ДТП потерпевшему нужно самостоятельно обращаться к иностранному страховщику ОСАГО за получением страхового возмещения. При наличии "Синей карты" у причинителя вреда в той же ситуации потерпевшему необходимо обращаться в национальное бюро страны после ДТП, привел примеры Галушин.

"Синяя карта" - это и международная система страхования, и страховой сертификат, подтверждающий наличие у автовладельца, выезжающего за рубеж, страхование его автогражданской ответственности. Основой функционирования системы выступают двусторонние соглашения, заключаемые РСА с профессиональными объединениями автостраховщиков иностранных государств, которыми предусматривается взаимное признание сертификатов страхования автогражданской ответственности.

В настоящее время такое соглашение заключено с Белорусским бюро по транспортному страхованию. В соответствии с ним с 1 июля 2024 года для подтверждения такого страхования для российских транспортных средств используются страховые сертификаты нового образца "Синяя карта".

Полисами "Белая карта" в контексте страхования автомобиля в РФ и Белоруссии называют единый полис ОСАГО, который действует на территории обеих стран. Ранее для поездок в Белоруссию требовался отдельный полис "Зеленая карта", но с введением "Белой карты" с 23 апреля 2025 года, автовладельцы по желанию могут оформить единый полис, покрывающий ответственность в обеих странах.