Следователи Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России, охватывающего территорию от Омской области на западе до Чукотки и Камчатки на Дальнем Востоке, за 9 месяцев текущего года окончили расследование более 500 уголовных дел, передали в суд более 400. О ходе расследования наиболее резонансных из них, а также о криминогенной ситуации на объектах транспортной инфраструктуры "Интерфаксу" рассказал руководитель управления Алексей Александров.
- Алексей Анатольевич, каковы общие тенденции в расследовании преступлений на транспортной инфраструктуре на территории следственного управления?
- Если говорить в целом, то несколько снизилось число дел, направленных в суды по итогам девяти месяцев года, особенно это касается Западной Сибири. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке мы сработали на уровне прошлого года и даже чуть лучше. Кроме того, мы ожидаем, что до конца года будут переданы в суд некоторые резонансные уголовные дела.
- Одно из резонансных дел, находящихся в производстве управления, - дело о крушении Ан-24 под Тындой. Можно ли говорить о приоритетных версиях, точнее об исключении каких-то версий, которые рассматриваются в первую очередь (ошибки экипажа, погодные условия, техническое состояние воздушного судна)?
- На первоначальном этапе расследования следствием рассматривались три версии произошедшего: техническая неисправность воздушного судна, плохие погодные условия и нарушение правил пилотирования. В ходе производства осмотра места происшествия обнаружены и изъяты регистраторы полетной параметрической информации и звуковой регистратор, которые исследованы в МАК. На сегодняшний день установлено, что у воздушного судна отказов летного оборудования не было, двигатели работали в момент столкновения с земной поверхностью, топливо на борту имелось. Это подтверждается и характером разброса обломков на месте происшествия, характерными деформациями на обнаруженных фрагментах воздушного судна. С места происшествия изъяты все фрагменты самолета, произведена их выкладка в специально оборудованном ангаре, после чего произведен их осмотр с участием экспертов.
Также установлено, что погодные условия позволяли безопасно совершить посадку. В настоящее время приоритетной остается версия об ошибках экипажа воздушного судна.
Хотел бы отметить, что учебный центр авиакомпании "Ангара", которой принадлежал самолет, по данным следствия, вел подготовку пилотов по классическим советским образцам, вряд ли эта подготовка сильно отличалась от той, которая есть в других учебных центрах. Но в целом ситуация с подготовкой и переподготовкой пилотов достаточно сложная, хотя, например, самолетов Ан-24 в стране - несколько десятков, и они нужны для воздушных перевозок, как и авиакомпании, которые их эксплуатируют.
- Как в целом оцениваете прошедшие девять месяцев года в плане авиапроисшествий? Есть ли в настоящее время резонансные дела, расследование которых завершится или уже завершено?
- В январе-сентябре текущего года на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в следственных подразделениях следственного управления возбуждено шесть дел - по факту серьезных авиационных инцидентов без человеческих жертв (снижение на 45,45%, за 9 месяцев прошлого года - 11), четыре уголовных дела возбуждены по фактам авиационных происшествий, в результате которых погибло 57 человек, за 9 месяцев прошлого года было 6 дел, по числу погибших - 15 человек.
Наиболее резонансным авиапроисшествием, произошедшим в этом году, является авиакатастрофа 24 июля с самолетом Ан-24 авиакомпании "Ангара" в Амурской области, в результате которой погибли 48 человек, о котором мы уже говорили.
В 2024 году наиболее резонансным авиапроисшествием явилась авиакатастрофа 31 июля с вертолетом Ми-8 авиакомпании "Витязь-Аэро" на территории Камчатского края, в результате которой погибли 22 человека.
Наиболее резонансным авиапроисшествием 2023 года была авиакатастрофа, произошедшая 27 июля с вертолетом Ми-8 авиакомпании "Алтай-Авиа" в Республике Алтай, в результате которой погибли шесть пассажиров. Предварительное следствие по этому уголовному делу находится на завершающей стадии.
Кстати, хотел бы отметить, что одной из причин авиапроисшествий является столкновение воздушных судов с птицами. Так вот, орнитологическая обстановка вокруг аэродромов по сравнению с 2017-2019 годом существенно улучшилась. Меры приняты аэропортами - убраны точки притяжения для птиц, поставлены отпугивающие устройства и т.д.
- Дело о посадке А-320 в поле в Убинском районе Новосибирской области дошло до суда. На чем основан вывод следствия о том, что техническая неисправность судна не препятствовала посадке в Омске?
- Установлено, что аварийная посадка совершена из-за неосторожных действий командира воздушного судна и допущенных им нарушений правил движения и эксплуатации воздушного транспорта. Следствием проведен комплекс судебных экспертиз, допрошены специалисты и эксперты, исследована техническая документация, средства объективного контроля, на основе которых и сделан вывод о том, что техническая неисправность судна не препятствовала посадке в Омске. То есть ему бы длины ВПП в Омске хватило.
Неполадка "зеленой гидросистемы" связана с нарушением целостности системы из-за естественного износа, и это штатная ситуация, которую отрабатывают пилоты. Более того, даже посадка самолета с одним работающим двигателем не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако экипаж неправильно рассчитал количество топлива, необходимого для полета до Новосибирска. Именно командир воздушного судна не уделил должного внимания повышенному расходу и остатку топлива в самолете.
Если пообщаться со специалистами и с пилотами отрасли, то для них это предельно очевидно. В ходе следствия командир воздушного судна сказал, что не знал о выпущенном шасси. Это невозможно не знать, будучи командиром воздушного судна. Соответственно, он смотрел, скажем так, не в ту таблицу расхода топлива. С выпущенными шасси расход ровно в три раза больше.
Мы сразу выдвинули версию о том, что решение лететь в Новосибирск было связано с тем, что здесь осуществляется техническое обслуживание всех этих неполадок, для них проще было уходить в Новосибирск.
- Передано ли в суд уголовное дело о крушении Су-30 в Иркутске в 2022 году?
- Расследование уголовного дела продолжается. Шестерым работникам Иркутского авиационного завода предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ст. 293 УК РФ (халатность). После завершения необходимых следственных действий материалы уголовного дела будут предъявлены обвиняемым и их защитникам для ознакомления.
К настоящему времени основной объем следственных действий выполнен, обвиняемые и их защита пишут ходатайства, следствие проверяет их позицию.
На сегодняшний день мы по кругу лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, четко определились, по объему обвинения есть некоторые уточнения. У всех шести - и халатность, и превышение должностных полномочий. Все обвиняемые - под подпиской о невыезде и надлежащем поведении.
- Какие результаты достигнуты в расследовании коррупционных преступлений?
- В январе-сентябре 2025 года на территории, обслуживаемой следственным управлением, наблюдается снижение на 15% количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, что можно объяснить в том числе некоторым перераспределением дел между различными ведомствами - например, часть дел, которые ранее расследовали в нашем управлении, переходят в территориальные (региональные) следственные управления СК России.
В 2025 году больше всего направлено в суд уголовных дел в отношении лиц, работающих в сфере образования и науки (118), на втором месте - в сфере эксплуатации транспорта, перевозок грузов и пассажиров (49 лиц), на третьем - в здравоохранении и социальной сфере (22 лица), далее следуют дела о коррупции в правоохранительной сфере (18 лиц), замыкают список коррупционные проявления в экологии - такое дело было единственным в текущем году.
На железной дороге достаточно часто встречается получение взяток за то, что ответственное лицо не фиксирует нарушения, наличие которых будет препятствовать получению взяткодателем надбавок в виде премий, в сфере образования это, например, содействие в сдаче практической и теоретической частей экзамена и выдача за взятки документов, дающих право на управление маломерными судами - такие дела расследуются в Новосибирской области и в Забайкалье.
Общий размер взяток по 130 направленным в суд уголовным делам составил более 15 млн рублей, средний размер взятки составляет 160 тыс. рублей.
Самые большие взятки были получены руководителем Северо-Восточного отделения Дальневосточного филиала Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" и четырьмя его подчиненными. По данным следствия, в 2023 году фигуранты получали взятки от граждан за своевременное успешное проведение сотрудниками отделения Регистра освидетельствования судов. Всего должностные лица незаконно получили $15 тысяч и более 1 млн рублей. Следствием установлено 11 эпизодов коррупционных преступлений. Соучастники предстали перед судом.
Приморским следственным отделом на транспорте направлено в суд похожее дело в отношении 14 должностных лиц Дальневосточного филиала Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства", обвиняемых в получении более 50 взяток за освидетельствование морских судов.
Установлено, что эти должностные лица, в обязанности которых входило выполнение всех видов классификационных освидетельствований судов, систематически получали организованной группой взятки от представителей организаций. Ряд судов не соответствовали по техническим параметрам, однако за взятки ими выдавались разрешительные документы на использование. Общая сумма взяток составила более 11 млн рублей.
Ярким примером является завершенное уголовное дело в отношении двух граждан России, обвиняемых по ч. 5 ст. 291, п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ (дача взятки и организация незаконной миграции), организовавшим незаконный транзит иностранных граждан через контрольно-пропускной пункт "Новосибирск" Погрануправления ФСБ России в аэропорту "Толмачево". Осенью прошлого года двое россиян организовали незаконный транзит иностранцев по туристическим визам через территорию России в другую страну. Они также передали взятку заместителю начальника контрольно-пропускного пункта за оказание содействия в этом. Замначальника при этом действовал в рамках проводимого сотрудниками ФСБ России оперативного мероприятия.
Расследование уголовного дела представляло особую сложность, в связи с чем осуществлялось следственной группой из числа наиболее опытных сотрудников следственного управления, и было направлено в суд.
- Достаточно сложным бывает и расследование уголовных дел прошлых лет. Есть ли примеры таких дел в текущем году?
- Можно отметить вынесенный в Иркутской области приговор по делу об убийстве, совершенном более 30 лет назад.
В сентябре 1992 года в органы внутренних дел поступило сообщение об обнаружении на Восточно-Сибирской железной дороге тел двух мужчин, а также еще одного мужчины с ножевыми ранениями. Было возбуждено дело об убийстве, однако установить лиц, причастных к совершению преступлений тогда не удалось, и предварительное следствие по уголовному делу было приостановлено. В 2023 году совместно с транспортной полицией были повторно проанализированы материалы уголовного дела, разработан детальный план следственных действий. В 2024 году была получена дополнительная информация о возможной причастности к преступлениям двух ранее судимых жителей Иркутска. Производство по делу возобновили. Нашлись дополнительные свидетели событий тех лет, которых допросили об обстоятельствах преступления.
В марте 2024 года подозреваемые были задержаны в Иркутске. Впоследствии в ходе расследования уголовного дела один из обвиняемых подробно рассказал об обстоятельствах совершенного преступления, а также о лицах, причастных к его совершению. Был назначен и проведен ряд судебных экспертиз, повторно допрошены свидетели и потерпевшие. В итоге было установлено, что в сентябре 1992 года подозреваемые ехали в купе пассажирского поезда "Новосибирск-Чита" с тремя попутчиками. В пути они распивали алкоголь, и подозреваемым стало известно о том, что у попутчиков есть деньги и ценные вещи. Мужчины решили ограбить своих попутчиков и нанесли им ножевые ранения. Скрывая следы преступления, они на ходу сбросили потерпевших из поезда. От полученных травм двое из них скончались, третий потерпевший был своевременно обнаружен, ему была оказана медицинская помощь.
Суд признал подсудимых виновными, одному фигуранту назначено наказание в виде 9,5 лет, другому в виде 8,5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Третий фигурант находится в розыске.
- Насколько стабильна ситуация на железнодорожном и водном транспорте? Ранее Вы говорили, что число преступлений здесь сохраняется на одном уровне, а непроизводственный травматизм граждан на железной дороге в первом полугодии даже снизился.
- За 9 месяцев текущего года следственными подразделениями следственного управления возбуждены уголовные дела по 40 сообщениям о преступлениях на водном транспорте (снижение на 13%) и по 30 - на железнодорожном транспорте (снижение на 21%).
Нами совместно с коллегами из МВД, Ространснадзора и работниками железных дорог проводится серьезная профилактическая работа с целью снижения непроизводственного травматизма. С 2022 года работает межведомственная рабочая группа.
Отмечу, что фактов непроизводственного травматизма граждан стало меньше, с начала текущего года зафиксировано 207 таких происшествий, что на 14,5% меньше, чем годом ранее, из них со смертельным исходом 130 (снижение на 26,6%).
Для снижения количества таких фактов принимаются комплексные меры: строятся пешеходные мосты, огораживаются пути, посещаем учебные заведения, где активно проводимо профилактическую работу, но в разные годы количество инцидентов меняется, отличаясь друг от друга на 10-15%, оставаясь в среднем на одном уровне.
Наибольшее число травмированных - на Западно-Сибирской железной дороге (82 человека, что на одного пострадавшего меньше, чем годом ранее), на втором - Восточно-Сибирская железная дорога (35 человек против 52 годом ранее).
- Сколько в производстве следователей Восточного МСУТ СК России дел о диверсиях в настоящее время?
- Мы говорим про блок расследований преступлений террористического и диверсионного характера, связанных с объектами транспорта и транспортной инфраструктурой. На сегодняшний день в производстве следователей следственного управления восемь уголовных дел. По оконченным в 2024-2025 годах приговоры вынесены в отношении 34 лиц.
Мы расследуем дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними либо в соучастии с ними. В целом, мы расследуем примерно треть таких дел, также такими делами занимаются следователи МВД и ФСБ России. Сначала эти преступления выявлялись в Западной Сибири, затем в Восточной, позже всего - на Дальнем Востоке. Это, в основном, железнодорожная инфраструктура. Релейные шкафы жгут, локомотивы, были попытки поджога самолета, поджога вертолета, плюс вместе с этим они же поджигают вышки сотовой связи.
- В последнее время обращали на себя внимание инциденты с сапбордами, в частности их столкновения с маломерными (и, возможно, не только) судами. Много ли уголовных дел возбуждено по таким фактам?
- Действительно факты происшествий с сапбордами имеются. Для судоводителей в случае наезда на сапбордиста в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта наступает ответственность по ст. 263 УК РФ. В этом году поступило пять таких сообщений, по двум из них по результатам проверок возбуждены уголовные дела.
- Не секрет, что реализация национальных проектов с самого начала сопровождалась различными нарушениями, в том числе уголовного плана. Сейчас запускаются новые национальные проекты, а в их рамках - федеральные. Выявлены ли какие-либо нарушения?
- Действительно, в настоящее время в рамках нацпроекта "Экологическое благополучие" запущен федеральный проект "Генеральная уборка", в соответствии с которым, в частности, на Дальнем Востоке в 2025 году планируется поднять и утилизировать пять затонувших кораблей.
Выявлен случай, когда по документам работы выполнены и оплачены, но никто ничего не поднял из акватории. Соответственно, предприниматель-подрядчик привлечен по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество), должностное лицо, ответственное за реализацию проекта, - по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Задерживается прибытие семи авиарейсов в Новосибирск