Томск. 21 октября. ИНТЕРФАКС - Ученые Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) по заказу ООО "Трансмаш-Томск" (структура кузбасского разработчика автоматики для горно-шахтного оборудования - "Трансмаша") приступили к разработке взрывозащищенного зарядного устройства для шахтного электромобиля, сообщает пресс-служба вуза.
"Без создания специализированной зарядной инфраструктуры потенциал электрического транспорта в сложных условиях шахт и рудников останется нераскрытым. Шахтовые зарядные станции - это ключевой элемент инфраструктуры, гарантирующий бесперебойную работу парка электромобилей в тяжелых условиях горнодобывающих предприятий, а также это элемент, который позволяет увеличить пропускную возможность транспортировки в труднодоступные места или места с недостаточной вентиляцией", - приведены в сообщении слова генерального директора "Трансмаш-Томск" Алексея Продана.
В настоящее время многие шахты используют дизельный транспорт, который по требованиям правил безопасности не всегда можно использовать при недостаточно хорошей вентиляции тупиковых забоев, что снижает скорость работы и скорость перевозки.
"Трансмаш-Томск" рассчитывает на использование в шахтах электромобилей, работающих от аккумуляторов, поэтому обратилась в ТУСУР за разработкой зарядного устройства в проводном и беспроводном видах. Работа будет вестись в рамках гранта конкурса проектов прикладных научных исследований Российского научного фонда.
Ученые уже приступили к разработке зарядного устройства с выходным напряжением 150 В и максимальным током 30 А для последующего серийного производства.
"Сложность в самой конструкции - сделать устройство взрывобезопасным. Это будет обеспечиваться конструкцией, специальными разъемными соединениями, оптимальным размещением составляющих изделия, оригинальными схемными решениями в силовой части блока, а также интеллектуальным мониторингом состояния изделия. Уже через два года мы представим экспериментальный образец (УГТ 6), готовый к серийному производству", - приведены в сообщении слова руководителя проекта Максима Сухорукова.
При этом беспроводных зарядных устройств для таких автомобилей в РФ пока нет и, по данным вуза, в настоящее время никто их разработкой не занимается. Ученым предстоит разработать технологию передачи энергии от линии к аккумуляторной батарее беспроводным способом и представить макетный образец устройства (УГТ 3).
"Эта технология поможет в значительной степени упростить процесс зарядки. В настоящее время, в соответствии с требованиями безопасности, заряд производится во взрывобезопасном помещении, процедура занимает немало времени. Возможность безопасно передавать энергию через взрывоопасную среду (пылеугольная смесь разной концентрации, горючих газов) и отсутствие контактных соединений между источником и аккумулятором энергии минимизируют вероятность появления искровых образований, а вследствие этого повышают взрывобезопасность процесса заряда шахтного электромобиля", - поясняет ТУСУР.
ООО "Трансмаш" зарегистрировано в городе Кемерово в 2007 году. По данным ЕГРЮЛ, компания принадлежит Олегу Пинскеру. В последние годы выручка предприятия активно растет - в 2024 году она увеличилась до 1,2 млрд рублей с 703 млн рублей годом ранее. Дочернее "Трансмаш-Томск" выпускает источники питания, медиаконвертеры, шахтные контроллеры и другое оборудование для автоматизации отрасли.
ТУСУР создан в 1962 году как институт радиоэлектроники и электронной техники, статус университета получил в 1997 году; ведет подготовку бакалавров, специалистов и магистров по всем основным разделам электроники и радиотехники, программирования, информационной безопасности, электронной и вычислительной техники, автоматики и систем управления, информационных технологий.