Нефтебазы и операторы АЗС Юга и Северного Кавказа прогнозируют рост цен на топливо летом

Несмотря на значительное падение цен на нефть на мировом рынке, сопутствующего снижения цены на топливо в России не наблюдается. Более того, в апреле в условиях распространения коронавируса и снижения спроса на топливо цены на него стабилизировались. Об этом сообщили в ходе опроса корреспондентам "Интерфакса" представители нефтяных баз и операторов АЗС, расположенных в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

НЕДОЛГО МУЗЫКА ИГРАЛА

По словам генерального директора ООО "Лидер" (Новочеркасск) Екатерины Красько, тенденция плавного снижения цен на топливо в Ростовской области наблюдалась с октября прошлого года и сохранилась в начале нынешнего. С начала года они снизились в среднем на 4 тыс. рублей за тонну. На дизельное топливо с ноября 2019 года цена упала на 5,6 тыс. рублей за тонну.

"Основная причина - снижение стоимости барреля нефти. Отмечу, что страна обеспечена нефтепродуктами в достаточном объеме, дефицита топлива нет. Проблем с поставками также не возникает", - сказал она.

Менеджер ООО "Агропродукт" (нефтебаза "Матвеев Курган", Ростовская область) Сергей Степанов отмечает, что с начала года по этой же причине отпускная цена на топливо для конечных потребителей снизилась с 39 до 36 рублей за литр.

По данным пресс-службы управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ростовской области, как оптовые, так и розничные цены на топливо в регионе в настоящее время не растут, и в целом ситуация стабильная.

Руководитель УФАС по республике Крым и городу Севастополю Евгений Костюшин сообщил, что в настоящее время цены на топливо в Крыму приближены к ценам соседних регионов, в некоторых случаях цена на бензин на полуострове даже ниже.

"В Крыму в начале года цена немножко падала, затем стабилизировалась и теперь стоит, плюс-минус", - отмечает коммерческий директор ООО "Фирма "ТЭС" (крупный крымский нефтетрейдер, сеть из 66 АЗС, Симферополь) Антон Раскин.

Аналогичная информация и у ООО ИСК "Кубанское" (независимый оператор в Карачаево-Черкесии) и ООО "Южная нефтяная компания" (владеет сетью из 24 АЗС на территории Краснодарского края).

"По состоянию на сегодняшний день в сравнении с началом года цены в республике сохранились на прежнем уровне, ни на копейку они не увеличились", - отметил государственный инспектор УФАС по КЧР Инус Матакаев.

А БАБА ЯГА ПРОТИВ

По логике, сильное падение цен на нефть на мировых рынках теоретически должно было привести к снижению цен на топливо и для конечных потребителей. Но в России своя логика и свои законы.

"Зайдите на Санкт-Петербургскую биржу, посмотрите. Я не вижу, чтобы цена падала. Она "припала", но потом опять поднялась. Мы практически все закупаем через Санкт-Петербургскую биржу. На сегодня на наших базах, где мы берем на Крым, где нам удобно брать - Саратов, Самара, Уфа, - цена повышается на 500-600 рублей, несмотря на то, что цена на нефть падает", - говорит коммерческий директор фирмы "ТЭС".

Руководитель "Лидера" при этом уверен, что причин, мешающих снижению цен на топливо, нет. "Главное, что цена на нефть падает", - отмечает Красько.

ПАДАЕТ СПРОС НА ТОПЛИВО ИЛИ НЕТ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

В "Южной нефтяной компании" отмечают значительное снижение объемов реализации топлива с момента введения ограничительных мер на территории Краснодарского края, то есть в 31 марта.

"В первые дни карантина падение составило до 80% от средних показателей. Было запрещено межмуниципальное и внутримуниципальное сообщение, только вводилась система пропусков, автотранспорт практически не выезжал. А откуда возьмутся продажи, если на АЗС никто не приезжает? С налаживанием системы пропусков транспорт поехал, но продажи в апреле все равно значительно сократились, примерно на треть по сравнению с мартом. Тенденция везде практически одинаковая", - отмели в компании.

В Крыму спрос на все виды топлива упал наполовину. "Общее потребление топлива стало меньше процентов на пятьдесят по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в связи с тем, что ограничено движение автотранспорта в республике Крым", - уверен Раскин.

Представитель ИСК "Кубанское" сообщил, что спрос в КЧР в среднем упал на 15%.

По мнению менеджер "Агропродукта", спрос на топливо снижается, но не из-за действия карантинных мер в рамках борьбы с коронавирусом.

"Основные наши потребители - фермерские хозяйства. Многие из них жалуются на задержку выплат и расчетов со стороны своих контрагентов. Разумеется, они могут воспользоваться кредитными продуктами, но требуется время для их оформления, да и не каждый фермер может ими воспользоваться", - сказал Степанов.

"Дефицита топлива тоже не наблюдается в настоящее время. Новошахтинский НПЗ приостановил отгрузку с 1 апреля, мы увеличили объемы закупок топлива у других поставщиков. Топливо есть, вопросы с его реализацией тоже есть", - продолжил он.

Директор компании "Лидер" не наблюдает снижения спроса на топливо. "Наши основные клиенты - промышленные и сельхозпредприятия. Они продолжаются трудиться, соответственно, спрос есть. И самоизоляция не отразилась на нашей работе. У нас оформлены пропуска на людей и бензовозы, препятствий на дорогах не возникает", - говорит Красько.

ЧТО ТАМ, ВПЕРЕДИ?

В "Южной нефтяной компании" считают, что цены на бензин и дизтопливо снижаться точно не будут, несмотря на падение мировых цен на нефть, потому что "цены на нефть и цены на бензин не привязаны друг к другу".

"В нынешних условиях прогноз делать очень сложно, все будет зависеть от стоимости барреля нефти. Мы делаем ставку на повышенный спрос в июле, когда начнется уборочная кампания. Тогда же возможно незначительное повышение и цен на топливо", - сказал менеджер "Агропродукта".

"Могу сказать только то, что цены на топливо будут зависеть исключительно от поставок сырья и его стоимости", - отметил руководитель "Лидера"

"Прогнозировать развитие ситуации на топливном рынке в период распространения коронавируса сложно, но мы не ожидаем резких перепадов цен и рассчитываем, что ситуация в скором времени стабилизируется", - сказали в ИСК "Кубанское".

С КЕМ ОСТАНЕМСЯ НА РЫНКЕ

По данным Ростовского УФАС, доля независимых операторов на топливном рынке региона мала.

"Сейчас лидерами являются вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - ПАО "Роснефть" (MOEX: ROSN) и ПАО "ЛУКОЙЛ" (MOEX: LKOH), и вряд ли потенциальный уход некоторых независимых операторов сильно повлияет на их позиции", - отметили в пресс-службе ведомства.

По данным Крымского УФАС, доминирующее положение на топливном рынке полуострова занимают местные компании "ТЭС" и АТАN.

"В случае если они как крупные игроки будут покупать более мелкие сети, то подпадут под нормы, касающиеся экономической концентрации. То есть, сделки с обязательным согласованием с антимонопольным органом. Будем изучать", - сказал Костюшин.

В КЧР функционируют две структуры ВИНК (ООО "ЛУКОЙЛ Югнефтепродукт" и ПАО "НК "Роснефть" - Карачаево-Черкесскнефтепродукт") и 12 независимых местных компаний.

"Ввиду того, что закупочные цены у нас остались прежними, независимые операторы работают в тех же условиях, что и ранее, норма их прибыли сохранилась. Соответственно мы не видим предпосылок для того, чтобы у региональных операторов возникали какие-либо проблемы с осуществлением их деятельности", - отметил госинспектор Матакаев.