ОБЗОР: Автодилеры Юга и Северного Кавказа отмечают кардинальные перемены на рынке и не спешат делать оптимистичные прогнозы на 2023 год

Ростов-на-Дону. 1 марта. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Санкции и геополитика поставили на паузу развитие автомобильной отрасли. В результате к началу 2023 года на Юге России и Северном Кавказе сформировался, по сути, новый рынок, состоящий в основном из китайских и российских автомобилей. Несмотря на это, представители отрасли, опрошенные "Интерфаксом", отмечают повышение покупательского спроса и прогнозируют повышение цен на новые и подержанные автомобили в текущем году.

СДЕЛАНО В КИТАЕ, ПРОДАНО В РОССИИ

Китайские автомобильные компании уже прочно заняли места ушедших с российского автомобильного рынка брендов. В связи с этим большая часть отрасли на юге России и Северном Кавказе сформирована именно моделями из Китая.

"Тенденция очень простая как на Юге, так и по всей России - рост продаж китайских автомобилей. В первую очередь это "большая тройка": Chery, Geely, Haval. Даже фанаты, скажем так, европейского автопрома уже начинают мириться с тем, что в ближайшее время новый автомобиль европейского бренда или даже корейского они не смогут купить. А если и купят, то не смогут обслуживать. Это, наверное, главная проблема", - считает руководитель отдела продаж официального дилерского центра Chery в Крыму "Техно-Сервис" Андрей Збрицкий.

Вместе с тем, по его словам, тенденция роста объемов продаж китайских автомобилей была очевидна и раньше за счет повышения их качества.

"Сейчас за меньшие деньги Китай предлагает не только богатые комплектации или красивую обёртку, но и достойное качество с официальной гарантией, которую европейские бренды на территории Крыма и теперь уже всей России не могут поддерживать", - сообщил эксперт.

О появлении подобной тенденции на автомобильном рынке говорит и Светлана Гамзатова, директор по маркетингу автомобильного маркетплейса Fresh Auto.

"На авторынках Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области произошли те же изменения, которые затронули весь российский авторынок. Прежде всего, радикальное перераспределение долей - после ухода европейских, американских и японских автоконцернов значительный рост продаж продемонстрировали китайские и российские бренды. Суммарно они занимают 70% авторынка РФ", - сказала Гамзатова.

Она добавила, что за 2022 год доля отечественных марок выросла более чем в 2 раза, китайских - более чем в 3 раза.

Российские компании сумели адаптироваться к текущей ситуации и переориентироваться на китайский рынок. В частности, это удалось сделать специализирующемуся на продажах грузовиков и спецтехники ООО "АВТ Кубань".

"Наша компания в автобизнесе с 2007 года, мы являемся дилерами нескольких брендов, которые ушли с российского рынка, взамен их мы подписали контракты с китайскими брендами, которые пришли в Россию", - сообщил "Интерфаксу" генеральный директор компании Алексей Федоренко.

АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ ЦЕН

Исполнительный директор Группы компаний "Автодель" (Крым) Константин Коган сообщил "Интерфаксу", что в течение 2022 года наблюдались сильные колебания цен, которые затем сменились стабилизацией, но, по его словам, зафиксировать их надолго не удастся.

"До недавнего времени мы наблюдали стабилизацию, но сейчас цены ожидаемо пойдут вверх. Это связано с ростом курса валют", - отметил Коган.

Эту же тенденцию отмечает и менеджер по продажам ООО "Алания-Авто" Ислан Абисалов.

"В 2022 году и новые, и подержанные автомобили выросли в цене примерно на 50-100 тыс. рублей с учетом скачков курса. В 2023 году положение цен пока стабильно, но прогнозируется повышение стоимости", - добавил он.

Руководитель отдела продаж официального дилерского центра Chery в Крыму "Техно-Сервис" сообщил "Интерфаксу", что в среднем цены на автомобили выросли примерно на 20%.

Директор по маркетингу автомобильного маркетплейса Fresh Auto, в свою очередь, отметила, что средневзвешенная стоимость новых автомобилей в 2022 году составила 2 млн 380 тыс. рублей, подержанных - 1 млн 330 тыс. рублей.

"Большую часть проданных новых автомобилей по итогам прошлого года составили кроссоверы и внедорожники - их предпочли более 55% россиян. При этом наблюдается тренд смещения потребительского спроса в сторону ассортимента вторичного рынка. Это объясняется рядом факторов - больший выбор иномарок, чем в сегменте новых авто, более доступные цены", - добавила Гамзатова.

ПРЕДЛАГАЕШЬ - СООТВЕТСТВУЙ

Менеджер по продажам ООО "Алания-Авто" отмечает, что сейчас предложение на автомобильном рынке не соответствует покупательскому спросу.

"Конечно, спрос сейчас ниже, чем предложение, как на новые автомобили, так и на подержанные. В первую очередь это зависит от повышения цены и ухода некоторых марок с рынка автомобилей в стране", - сказал он.

Поддерживать спрос на автомобили с пробегом становится все труднее, утверждает менеджер по продажам ООО "Бизнес-Лада" (официальный дилер Lada в Чеченской республике) Магомед Янхотов. Это, по его мнению, связано с тем, что в полной комплектации машины сейчас практически не поступают в дилерский центр.

"Спрос есть, но на полную комплектацию, поэтому предложение ему не соответствует", - добавил Янхотов.

Исполнительный директор Группы компаний "Автодель", в свою очередь, отмечает сокращение предложения автомобилей с пробегом в Крыму, а также полное отсутствие оборота автомобилей на рынке. При этом рынок новых автомобилей сократился еще сильнее, чем рынок подержанных. Он также добавил, что наравне с предложением в республике падает и спрос на автомобили в целом.

"Наблюдаем падение как предложений, так и спроса. Предложений мало - дефицит автомобилей на рынке, а падение спроса связано с экономической ситуацией", - подчеркнул Коган.

ПОКУПКА С ХАРАКТЕРОМ

Руководитель отдела продаж официального дилерского центра Chery в Крыму "Техно-Сервис" отметил, что спрос на автомобили упал в целом. При этом часть потенциальных покупателей новых автомобилей повернулась в сторону авто с пробегом.

"Это связано с увеличением стоимости в целом, и этим же объясняется меньшее падение на рынке подержанных автомобилей", - сказал Збрицкий.

Менеджер по продажам "Алания-Авто" считает, что спрос на новые и подержанные автомобили определяется в республике не столько экономическими изменениями, сколько характером покупателей.

"Тут (в вопросе обсуждения соотношения спроса на автомобили новые и с пробегом - ИФ) нужно учитывать характер самого покупателя. Кто-то предпочитает новые автомобили и хочет знать, что на этой машине до него никто не ездил, что машина без подводных камней, абсолютно новая. Кто-то отдает предпочтение подержанным, но все-таки иномаркам", - подчеркнул Абисалов.

Он отметил, что на данный момент в Северной Осетии покупатели предпочитают приобретать новые автомобили.

"Несмотря на рост цен, количество продаж новых авто превышает продажи подержанных автомобилей", - сообщает Абисалов.

По мнению эксперта, на это, в частности, повлияла программа господдержки на покупку новых отечественных автомобилей со скидкой, которой пользовались жители республики.

Менеджер по продажам "Бизнес-Лада" также утверждает, что определяющим фактором при покупке является индивидуальное предпочтение.

"Все зависит от самого покупателя: кто-то считает, что самая лучшая машина - новая, поэтому пользуются такими благами, как рассрочка, лизинг", - сообщил Янхотов.

Он отметил, что спрос на автомобили с пробегом в Чечне остался на прежнем уровне.

"В 2022 году в Чечне было продано 79 тыс. подержанных автомобилей, что значительно меньше, чем годом ранее. Что касается спроса на определенные модели, то он составляет примерно 70% на 30% в пользу легковых автомобилей", - пояснил он.

Эксперт добавил, что программа по приобретению автомобиля с помощью трейд-ин сейчас работает слабо. Из-за нестабильности рынка люди не решаются на продажу своих авто.

"Цены все время меняются, поэтому многие боятся продать по дешевке, а купить в два раза дороже", - отметил он.

ВЫ НЕ УШИБЛИСЬ, ПРОДАЖИ?

Исполнительный директор Группы компаний "Автодель" сообщил, что в 2022 году они столкнулись с резким снижением продаж подержанных автомобилей.

"В нашей Группе компаний продажи авто с пробегом снизились на 30%. Но это естественно: если покупатель не может купить себе новый автомобиль в силу разных причин, то он продолжает эксплуатировать свой старый автомобиль - все взаимосвязано", - сказал эксперт.

Негативные тенденции на вторичном рынке отмечает и директор по маркетингу автомобильного маркетплейса Fresh Auto: продажи автомобилей с пробегом в целом по РФ в прошлом году составили всего 4,86 млн единиц, что почти на 19% меньше, чем годом ранее. Однако, по ее словам, компании удалось не только сохранить продажи на уровне прошлого года, но и увеличить их. В частности, объемы проданных автомобилей с пробегом увеличились на 2% в 2022 году по сравнению с предыдущим годом.

"В 2022 году Краснодарский край сохранил свои позиции, он по-прежнему является одним из самых привлекательных регионов и входит в ТОП-3, доля рынка - почти 6%. Нашей компании также удалось показать положительную динамику в регионе: в 2022 году было продано на 5% больше автомобилей с пробегом, чем за аналогичный период прошлого года", - сообщила директор по маркетингу Fresh Auto.

По ее словам, ещё одной важной тенденцией стал интерес покупателей к премиальным автомобилям.

Руководитель отдела продаж "Техно-Сервиса" отметил, что наиболее негативное влияние на рынок оказал уход корейских брендов.

"Тот же Kia занимал львиную долю рынка, но сейчас их (корейских компаний - ИФ) нет, и это не связано с конкретным регионом. Поэтому в этом плане ситуация в южном регионе, и в Крыму в частности, аналогична ситуации по всей территории России", - подытожил Збрицкий.

Исполнительный директор Группы компаний "Автодель" также отмечает, что республика не стала исключением из происходящих по всей стране перемен в автомобильной отрасли.

"Рынок изменился в соответствии с динамикой по всей России - значительным падением. Производство и поставки автомобилей большинства иностранных компаний прекратились в 2022 году, что, естественно, вызвало дефицит автомобилей и рост цен", - прокомментировал он.

Эксперты также солидарны в том, что распределение спроса по типам кузова в Крыму не изменилось - наибольшим спросом продолжают пользоваться кроссоверы, несмотря на значительное сокращение выбора.

"Если говорить о типах кузова и классах авто, то рост доли кроссоверов в общем объеме наблюдается уже не первый год", - сообщил Збрицкий.

ПОДДЕРЖКА КАК СПАСЕНИЕ

Менеджер по продажам ООО "Алания-Авто" Ислан Абисалов отмечает, что господдержка крайне важна для сохранения покупательского спроса.

"Исходя из опыта 2022 года, поддержка была достаточно продуктивной и имеет место быть в дальнейшем. Если продолжат идти по тому же курсу, это будет довольно сильным стимулом для покупки новых автомобилей", - сообщил он.

Гендиректор ООО "АВТ Кубань", в частности, поделился положительным опытом субсидирования автомобилей в своей компании.

"Однозначно меры господдержки нужны. Периодически субсидирование покупок запускают как дистрибьюторы, так и правительство. В прошлом году по одному из брендов, представленному в нашем автосалоне, было предложено субсидирование для лизинговых сделок от дистрибьютора. Субсидия составляла от 160 до 500 тыс. рублей на автомобиль, что позволило увеличить количество покупателей, эта программа очень хорошо "зашла" всем участникам сделки, а многие клиенты ждут ее возобновления", - сообщил Федоренко.

Исполнительный директор Группы компаний "Автодель", в свою очередь, отмечает, что нынешние программы господдержки в автомобильной отрасли требуют корректировок. По его мнению, это изменение увеличит число покупателей автомобилей в Крыму.

"Существующие программы господдержки для покупателей уже показали свою эффективность ранее, но в 2022 году были внесены изменения и ограничения, соответственно количество марок и моделей, участвующих в госпрограмме, значительно сократилось. Есть необходимость расширить диапазон критериев для автомобилей, чтобы покупатели могли приобрести желаемый автомобиль по льготной программе. Сейчас, к сожалению, в программе господдержки участвуют всего несколько моделей", - заметил Коган.

Руководитель отдела продаж официального дилерского центра Chery в Крыму "Техно-Сервис" тоже подчеркнул значимость мер господдержки в связи с ростом цен на автомобили.

"По мерам господдержки все достаточно просто: чем больше будет компенсировать государство потребителю, тем больше он сможет себе позволить. То есть если раньше покупатель мог рассматривать конкретный автомобиль за 1,6 млн рублей, то сейчас он же будет стоить 2 млн рублей. Естественно, если эту разницу за покупателя покрыть, то он сможет больше себе позволить", - рассуждает эксперт.

В свою очередь, увеличение количества клиентов поможет и дилерам, многие из которых сейчас находятся в достаточно сложном положении, отмечает он.

Директор по маркетингу автомобильного маркетплейса Fresh Auto также отметила, что снижение ставок по автокредитам стало бы дополнительной поддержкой спроса на как на новые, так и на подержанные автомобили.

ГРУЗОВИКИ И СПЕЦТЕХНИКА

Генеральный директор ООО "АВТ Кубань" описал ситуацию на рынке грузовых автомобилей и спецтехники: продажи упали, освободившуюся после ухода европейских компаний нишу также заняли китайские бренды, а спрос, несмотря ни на что, сохраняется на прежнем уровне.

"Мы торгуем только новыми автомобилями. Спрос остался на уровне предыдущих годов, только сейчас мы поставляем автомобили китайского производства. Если анализировать по сегментам, то, к примеру, седельные тягачи как были востребованы, так и продолжают быть нужными. И малотоннажная техника для дистрибьюции, то есть грузовые автомобили категории "В", в основном рефрижераторы, - это прямо топ, который "заходит" потребителю", - сообщил Федоренко.

Сегмент грузовых автомобилей и спецтехники на юге России не стал исключением с точки зрения происхождения преобладающих автомобильных марок на рынке - лидируют китайские бренды.

"На мой взгляд, если смотреть по сегментам, то среди седельных тягачей сейчас главенство однозначно у китайских брендов: Sitrak активно покоряет территорию России. Но появляются опять же китайские бренды, готовые составить хорошую конкуренцию: JAC, Dongfeng, Foton, Shacman. В седельных тягачах это марки, которые производят достойный продукт для нашего рынка", - сказал эксперт.

При этом модели европейских брендов все еще есть в наличии, они продаются, но в значительно меньших объемах, чем ранее, так как их стоимость серьезно увеличилась.

Несмотря на сохранение уровня спроса, количество продаж в компании упало на 30% в 2022 году в сравнении с 2021 годом. Эксперт также отметил, что уход европейских брендов с российского рынка отразился и на продаже грузовых автомобилей и спецтехники.

"Так как мы были сосредоточены на продажах европейских брендов, которые ушли с рынка, то естественно, так быстро не смогли подобрать им замену", - добавил он.

По его словам, в конце 2022 года цены повысились на 10-12%, на ряд тяжелых коммерческих автомобилей увеличился утилизационный сбор, что также повлияло на формирование итоговой цены для покупателя.

Эксперт добавил, что на отрасль влияет не только экономическая, но и политическая ситуация.

"Конечно, проводимая специальная военная операция безусловно отражается на всем бизнесе, начиная от конъюнктуры рынка, заканчивая тем, что водителей компаний-перевозчиков могут мобилизовать в ряды армии. С этим наши клиенты сталкивались осенью 2022 года, в период мобилизации. В основном это были компании, специализирующиеся на дистрибьюции товаров народного потребления и продуктов", - подчеркнул Федоренко.

ПРОГНОЗ ПРОДАЖ: ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Ряд экспертов утверждают, что спрогнозировать ситуацию на автомобильном рынке юга на 2023 год практически невозможно.

"Конкретную цифру прогнозируемых на 2023 год продаж назвать тяжело, это зависит от ряда показателей: поведение потенциальных клиентов, курс доллара, потребительская способность", - заметил менеджер по продажам ООО "Алания-Авто".

В то же время руководитель отдела продаж официального дилерского центра Chery в Крыму "Техно-Сервис" прогнозирует рост продаж в текущем году.

"Прогноз - рост продаж по сравнению с 2022 годом и доли китайских автомобилей в частности. Конкретные цифры сейчас никто не прогнозировать не осмелится", - отметил он.

Эксперт в сфере продажи грузовых автомобилей и спецтехники пока не готов делать оптимистичные прогнозы на 2023 год. В частности, это связано со снижением покупательской способности населения в прошлом году.

"Начавшийся год по тенденциям, количеству переговоров, лидов (потенциальных покупателей - ИФ) и сделок пока не позволяет делать радужных прогнозов", - заверяет Федоренко.

Исполнительный директор Группы компаний "Автодель", в свою очередь, советует не ожидать кардинальных изменений в цене автомобилей в 2023 году.

"Очень сложно делать прогнозы по стоимости автомобилей в наше время. Все будет зависеть от многих факторов, но ожидать значительного снижения стоимости автомобилей, как новых, так и с пробегом, точно не стоит", - утверждает он.

Несмотря на это, эксперт ожидает улучшения ситуации на рынке подержанных автомобилей в текущем году.

"Ожидания на 2023 год - стабилизация рынка автомобилей с пробегом на текущем уровне, но пока мы не видим предпосылок для роста", - добавил он.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще