Сочи "снимает сливки" с турсезона и распределяет потоки отдыхающих

Краснодар. 25 июля. ИНТЕРФАКС - Курорты Краснодарского края, несмотря на три закрытых аэропорта, на пике сезона констатируют высокую загрузку, которая достигает 75-90%. Ограниченность авиасообщения, так напугавшая туристов весной, частично компенсируется за счет существенного увеличения объема железнодорожных перевозок, развития автобусных маршрутов, а также роста автомобильного трафика. В целом в этом году, по прогнозам экспертов, опрошенных "Интерфаксом", регион примет около 17 млн отдыхающих, что сопоставимо с уровнем прошлого года.

Цены на отдых в большинстве курортных зон остались на уровне прошлого года или даже показали снижение. Но есть одно исключение: Сочи, где расположен единственный работающий аэропорт на Черноморском побережье, уже загружен на 90%, а в августе показатель вырастет до 100%. На фоне популярности курорта отельеры решили сыграть ва-банк, прибавив к прошлогодним и так высоким ценам на гостиничные услуги еще 40%, тем самым отгородив себя от бюджетного туриста.

ПЛЯЖИ В ТОПЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Как сообщила "Интерфаксу" коммерческий директор национального туроператора "Алеан" Оксана Булах, турпоток в Краснодарский край приближается к уровню прошлого года.

"Несмотря на временное ограничение работы аэропортов в ряде городов юга России, пляжный отдых на курортах Краснодарского края и Крыма традиционно остается в топе предпочтений", - сказала Булах.

Однако она подчеркнула, что закрытие аэропортов, безусловно, вносит свои коррективы, особенно для жителей дальних регионов.

"Ещё три недели назад мы фиксировали снижение объема продаж на 20% относительно показателей прошлого года, но в последние дни наметилась позитивная динамика, и разрыв сократился до "минус" 6%, в том числе благодаря дополнительным железнодорожным и автобусным рейсам на курорты юга", - добавила Булах.

По словам вице-губернатора Краснодарского края Александра Руппеля, за 6,5 месяцев 2022 года курорты Краснодарского края посетило более 7,7 млн отдыхающих, в том числе более 4 млн человек с начала лета.

"Лидером традиционно выступает Сочи, который посетили более 3,3 млн человек, 1,4 млн туристов приняла Анапа, 1,1 млн гостей - Геленджик. На Азовском побережье отдохнуло более 370 тыс. туристов. Несмотря на режим "закрытого неба", турпоток в Краснодарский край сохраняется на уровне прошлого года", - сказал Руппель "Интерфаксу".

До конца августа ожидается прибытие ещё около 4 млн туристов.

"Средства размещения на Черноморском побережье заполнены на 85%, на Азовском побережье - на 78%, в степной зоне и предгорьях - на 45%. Точечно по муниципальным образованиям: Анапа - 86%, Туапсинский район - 84%, Геленджик - 78%, Темрюкский район - 77%", - добавил вице-губернатор.

Высокую загрузку в пик сезона демонстрируют отели компании Alean Collection, расположенные в Анапе, Геленджике и Сочи.

"Заполняемость отелей сети во всех городах присутствия Alean Collection в этом году высокая, на уровне плановых значений в 95%. Июнь по сравнению с прошлым годом немного ниже обычных показателей только в Анапе - 93%, но это не критично. В Геленджике и Сочи мы достигли всех установленных параметров", - сообщила "Интерфаксу" коммерческий директор компании Alean Collection Ольга Смолкина.

"В августе мы также ожидаем загрузку на уровне 95%", - добавила она.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ НА МОРЕ

Ситуация с закрытием трёх аэропортов в Краснодарском крае не могла не повлиять на курортную отрасль, констатирует вице-губернатор Руппель.

"Для решения вопроса доставки туристов на базе аэропорта Сочи был создан временный транспортный хаб. Расширена международная внутренняя программа полетов. РЖД максимально увеличили число составов в южном направлении. И тем не менее сейчас, в разгар сезона, билеты на поезд купить достаточно сложно - большую часть раскупают сразу в первые дни продаж. Поэтому мы всегда рекомендуем туристам планировать свой отдых заранее. Это позволяет избежать многих проблем", - отмечает руководитель.

Существенно увеличился и автомобильный трафик на курорты, отметил Руппель. Кроме того, организованы морские скоростные пассажирские перевозки между курортами.

На фоне возросшего спроса на билеты "Аэрофлот" и "Федеральная пассажирская компания" запустили пилотный проект по комбинированной перевозке пассажиров через Сочи в Краснодар и Анапу авиационным и железнодорожным транспортом.

"РЕЗИНОВЫЙ" СОЧИ

По словам члена президиума Альянса туристических агентств, гендиректора сети турагентств "Розовый слон" Алексана Мкртчяна, наибольшую загрузку номерного фонда на юге России демонстрирует Сочи.

"Безусловно, самая большая заполняемость, которая превышает 90%, сейчас в районе Большого Сочи. В августе загрузка будет близка к 100%. Это обусловлено единственным работающим аэропортом на Черном море, осуществляющим прямые перелеты в 50 городов России. Соответственно, люди, не имея возможности попасть в тот же Крым, летят в Сочи. Это прежде всего жители Сибири, Дальнего Востока", - сказал Мкртчян.

Спрос обусловлен и дефицитом железнодорожных билетов в Крым, Анапу, Новороссийск. "Там на месяц вперед - на конец августа билеты уже распроданы. Билеты есть только на поезда, идущие по 40 часов из Москвы, менее удобные", - добавил он.

Горный кластер Сочи, традиционно отмечавший невысокую загрузку в летний сезон, также констатирует рост турпотока.

"Летний сезон пока только набирает обороты, поэтому судить о его успешности несколько преждевременно. Турпоток июня был достаточно невысоким, однако с наступлением июля мы увидели определенный рост, что позволяет смотреть на ближайшие месяцы с осторожным оптимизмом", - сказал первый замгендиректора горного курорта "Роза Хутор" Евгений Макаров.

"По состоянию на середину июля можно констатировать, что заполняемость гостиниц примерно соответствует аналогичным показателям прошлого года. На август и сентябрь мы ожидаем некоторый рост загрузки", - подчеркнул Макаров.

ЦЕНЫ КУСАЮТСЯ?

По словам Мкртчяна, существенный рост цен на гостиничные услуги зафиксирован только в Сочи.

"Логично, такой большой турпоток спровоцировал и рост цен в Сочи. То есть от прошлогодних высоких цен еще плюс 40%. Сочинские отельеры поняли, что они главные на фоне закрытых аэропортов Крыма, Краснодара, Анапы, Геленджика, и решили полностью получить весь куш от того, что они монополисты", - сказал он.

По прогнозам эксперта, высокий турпоток на курорт сохранится вплоть до конца ноября, соответственно, сохранятся и высокие цены. А с наступлением горнолыжного сезона ажиотажный спрос направится в Красную Поляну.

"Если говорить про зиму, то Альпы не откроются, а соответственно, с начала декабря "Красная Поляна" получит весь поток горнолыжников, которые привыкли к качественному сервису. Потому что ни Домбай, ни Приэльбрусье не могут дать тот уровень сервиса, который предоставляет Красная Поляна. И здесь будет очень большая загрузка. Поэтому я рекомендую приобретать туры уже в июле", - отметил Мкртчян.

Вместе с тем, по словам экспертов, на других популярных курортах края отмечается снижение цен на гостиничные услуги.

"Тамань и Анапа снизили цены процентов на 10-15% к прошлому году. Геленджик оставил цены на прошлогоднем уровне, и это касается всех сегментов отдыха - и бюджетного, и премиум-класса", - сообщил Мкртчян.

Отмечается снижение стоимости гостиниц и в Адыгее.

"По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отсутствие авиасообщения привело к снижению средней стоимости номера в Геленджике и Анапе. Мы были вынуждены в короткий срок добирать аудиторию. Компания заходила в сезон с показателями проданных на лето номеров в 70-80%. После продления режима ограничения авиасообщения гости стали аннулировать брони. Загрузка снизилась до 50-60%. Имея мало времени, чтобы найти аудиторию дозагрузить отели, мы были вынуждены стимулировать спрос различными мероприятиями, в том числе снижать стоимость и искать аудиторию по тем регионам, из которых было ж/д и автомобильное сообщение", - констатирует коммерческий директор гостиничной компании Alean Collection Ольга Смолкина.

"В этом году, помимо ограничения авиасообщения, на туристический рынок Краснодарского края также повлияло и досрочное прекращение программы туристического кэшбека. В 2021 году программа стартовала весной и действовала вплоть до 15 июня включительно с периодом проживания до 30 июня, в этом же году действие туристического кэшбека закончилось еще до майских праздников. Это означает, что в мае и июне мы не имели этого мощного стимулирующего инструмента и, по сути, проблемы с загрузкой решали самостоятельно. В итоге всё это повлияло на среднюю стоимость номеров", - добавила она.

На горном курорте "Роза Хутор" при этом сохранили прошлогоднюю ценовую позицию.

"Стоимость проживания в наших отелях сопоставима с ценами прошлого года. В целом подход к ценообразованию не изменился - отели курорта работают по принципу динамического ценообразования", - отметил первый замгендиректора Макаров.

ТУРАГЕНТЫ НА СМЕНУ АГРЕГАТОРУ

В этом году как никогда выросла роль турагенств, отмечает Мкртчян.

"Количество бронирований через турагентов в этом году выросло кратно, поскольку турагент "всегда под рукой", он есть в каждом населенном пункте, где проживает более 20 тыс. человек. Турагенты обладают всей полнотой информации по туристическим продуктам", - сказал он.

По его словам, полноценный аналог ушедшего из РФ популярного агрегатора за 2-3 месяца сделать сложно, хотя в этом направлении ведется серьезная работа.

Как сообщил вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель, существенных проблем с бронированиями в крае не возникает.

"Туристы могут воспользоваться услугами турагентств либо подобрать подходящий вариант самостоятельно при помощи российских систем бронирования или собственных сайтов отелей и санаториев", - сказал вице-губернатор.

Он подчеркнул, что в Сочи запущена собственная система бронирования.

"Теперь гости курорта могут на одном ресурсе подобрать и забронировать проживание во всех категориях средств размещения, выбрать и заказать экскурсию, купить билет на спектакль, концерт. Сейчас на сайте visit-sochi.com представлено более 500 предложений для отдыха", - отметил он.

КОНКУРЕНТЫ НЕ СПЯТ

Эксперты сошлись во мнении, что в целом по итогам 2022 года край посетит около 17 млн туристов, что сопоставимо с показателями прошлого года.

"Сейчас нет речи о том, чтобы бить рекорды. Динамика турпотока сохраняется на уровне прошлого года и колеблется в пределах 1-2% - это на уровне погрешности. В целом по итогам года рассчитываем принять до 17 млн отдыхающих. Это достаточно хороший показатель в условиях нынешних транспортных ограничений, необходимости пересмотра схем бронирования и поставок материалов для отельеров", - сообщил вице-губернатор Кубани.

Прогноз в 17 млн человек подтвердила и Оксана Булах.

По словам Алексана Мкртчяна, закрытые аэропорты все же скажутся на итоговых цифрах турпотока.

"Я думаю, что край посетит менее 18 млн человек. В основном край не доберет людей из-за закрытых аэропортов, поскольку железная дорога не смогла полностью компенсировать потери. РЖД, конечно, нарастили количество поездов, но не в должном объеме", - констатирует Мкртчян.

"Есть еще один нюанс: в прошлом году с 15 апреля по конец июня была закрыта Турция, люди отдыхали в Краснодарском крае. В этом году Турция открыта все лето, и поэтому элитная публика уехала в Турцию или уедет в августе-сентябре", - добавил он.

Кроме того, по его словам, конкуренцию Краснодарскому краю сейчас составляет Абхазия. Также возрос спрос на отдых в Дагестане.

"В этом году у края очень сильно "отщипнул" туристов Дагестан, мы видим огромный поток бронирований в республику, рост турпотока в сравнении с прошлым годом составляет 70%. Также наблюдается 60%-й рост турпотока в Абхазию. Приведу пример: человек с семьей прилетел в аэропорт Адлера и ему предоставляется выбор: или за 10 тыс. рублей в сутки платить в сочинском отеле, или 5 тыс. рублей в Абхазии. А в Абхазию порой попасть еще ближе, чем добраться до центра Сочи. Там цены дешевле и на трансфер, и на питание на 40%, на экскурсии, а это огромные деньги", - подчеркнул он.

КЭШБЕК В ПОЧЕТЕ

По мнению экспертов, программа туристического кэшбека доказала свою эффективность не только для самих отдыхающих, но и позволяет отельерам перекрыть потери в низкий сезон. Вместе с тем отельеры указывают на слишком короткий срок действия программы.

"В периоды активной фазы программы, будь то осенний этап или весенний, наблюдались до 80-90% продаж, которые шли через эту программу. Для курортных регионов, имеющих проблемы с загрузкой, как, например, в Анапе и Геленджике, отсутствие программы создало серьезные препятствия. Без программы у индустрии будет меньше шансов перекрыть финансовые потери из-за недозагрузки и вынужденного снижения стоимости", - сообщила коммерческий директор Alean Collection Смолкина.

"В этом году осенний период кэшбека ожидается в октябре, и стоит учитывать, что короткий период действия программы может существенно на ситуацию не повлиять. Исторически глубина бронирования на октябрь формируется за 2 недели или максимум за месяц до заезда. Естественно, запуск программы кэшбека в августе со сроком окончания в конце месяца или начале сентября либо никак не повлияет на загрузку отелей юга в октябре, либо очень несущественно. Поведенческая модель гостей не позволяет даже с учётом выгоды от кэшбека прийти к серьезным объёмам бронирования", - подытожила она.

еп кд юаа

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще