Туризм / Новости 24 ноября 2025 г. 19:11

В России легализовались более 1,7 тыс. гостевых домов

Москва. 24 ноября. ИНТЕРФАКС – Более 1,7 тыс. гостевых домов вошли в реестр Росаккредитации по состоянию на 19 ноября, это менее 10% от общего числа таких объектов, сообщил в понедельник замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков.

В России легализовались более 1,7 тыс. гостевых домов. Фото. © РИА Новости. Сергей Пятаков
© РИА Новости. Сергей Пятаков

"На 19 ноября у нас в реестр включено более 1700 гостевых домов. Это те, кто уже прошел весь путь, фактически полностью легализованы и имеют полное право на оказание услуг. По оценкам регионов, если мы всей страной войдём в регулирование гостевых домов, то это позволит легализовать 15 тысяч гостевых домов с номерным фондом порядка 75 тысяч номеров", - сказал он на круглом столе в Совете Федерации.

Вахруков напомнил, что правительство утвердило положение по классификации гостевых домов, где установлены требования к гостевым домам, порядок включения в реестр, процедурные моменты.

"Среди них – обязательные требования по площади, количеству комнат, обязательному наличию воды, освещения, окон в комнате, датчиков дыма и первичных систем пожаротушения, а также уборке комнат и смене постельного белья. То есть такие минимальные требования, которые обеспечат комфорт пребывания наших туристов", - пояснил он.

Замминистра отметил, что с началом эксперимента выявился ряд застарелых проблем, таких как перевод гостевых домов в гостиницы для легализации.

"Не везде эта процедура полностью завершена, где-то участок перевели из ИЖС, где-то дом не ИЖС, соответственно, здесь есть объекты, которые ни в реестр гостиниц, ни в реестр гостевых домов на сегодняшний момент попасть не могут. И здесь мы, конечно, обращаемся к регионам, к муниципалитетам о том, чтобы таким собственникам оказали поддержку по тому, чтобы они комфортно могли легализоваться", - сказал он.

Вахруков подчеркнул, что с 1 января 2026 года начнет действовать запрет на предоставление услуг гостевых домов без записи в реестре.

"И самое главное, как мотивационная мера, на наш взгляд, которая точно сработала с гостиницами, - это запрет на размещение рекламы тех средств размещения, которые не внесены в реестр. Когда нет, по сути, каналов продажи, конечно же, люди заинтересованы в том, чтобы эти каналы появились. Нам кажется важным обратить внимание, что вхождение в реестр гостевых домов не должно стать существенно административной и финансовой нагрузкой на их собственников, по крайней мере, на этапе эксперимента. Единственным нововведением для гостевых домов должен стать туристический налог, который, кстати, по решению муниципалитетов, также может не применяться к гостевым домам как к отдельному средству размещения, но это полномочия, которые мы передали муниципалитетам", - заметил он.