Эксклюзив 12 мая 2022 г. 15:30

Ректор УрГАХУ Александр Долгов:

"Люди должны видеть праздник на улице, но строители стали обходиться без архитекторов"

"Люди должны видеть праздник на улице, но строители стали обходиться без архитекторов"
Фото предоставлено ректоратом УрГАХУ

Екатеринбург – город с весьма неоднозначным образом. Кроме того, что он является столицей Среднего Урала, ассоциирующегося с промышленными предприятиями и заводами, с годами он стал носить имя столицы конструктивизма, а затем – и столицы стрит-арта. Однако если любителей радуют конструктивистские здания Екатеринбурга, то профессионалов они расстраивают своим плачевным состоянием, а работы уличных художников как произведения искусства далеко не всегда ценны для их коллег. При этом в Екатеринбурге стоит альма-матер архитекторов, дизайнеров, мультипликаторов – Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ), или, как его называют в народе, "Арх". В этом году университет отмечает сразу несколько юбилеев – 50-летие свердловского архитектурного института, 55-летие со дня основания филиала Московского архитектурного института и 75-летие высшего архитектурного образования на Урале. Ректор вуза Александр Долгов в интервью "Интерфаксу" рассказал, почему архитектурный облик Екатеринбурга лишен гармонии и что на самом деле из себя представляют памятники конструктивизма.

- Александр Владимирович, в этом году УрГАХУ отмечает юбилей, причем не один. Какие мероприятия запланированы в рамках юбилейного года? Что этот юбилей значит для "Арха"?

- У нас составлен план мероприятий в связи с юбилеем. Это и научные конференции, и традиционная маевка, выставки работ выпускников и студентов, издание трудов об архитектуре и искусствах. Главное мероприятие состоится 20 октября, куда пригласим наших друзей и коллег из других вузов, представителей власти.

В этом году нам важно отдать дань отцам-основателям. В первую очередь удалось добиться того, чтобы министерство науки и высшего образования РФ присвоило нашему вузу имя первого ректора Свердловского архитектурного института Николая Семеновича Алферова. В апреле мы получили все подтверждающие документы из министерства науки и высшего образования.

Также для нас было важно в юбилейный год завершить работу над полным собранием теоретических трудов Альберта Эдуардовича Коротковского, выдающегося теоретика архитектуры, который создал новое направление - социально-экологический регионализм. Сейчас завершена электронная версия этой книги. Мы договорились с издательством "Банк культурной информации", что книга выйдет в серии "Национальное достояние России", "Выдающиеся ученые Урала", курируемой УрО РАН.

Мы планируем организовать показ мультипликационных фильмов, созданных в университете. В связи с юбилеем я решил сделать свою творческую выставку. Пандемия не позволила поближе познакомиться со студентами, поэтому к 1 сентября хочу показать, как с первых шагов студента выстраивалась моя профессиональная линия.

Также мы готовим выпуск рукописи одной из работ Георгия Александровича Голубева, который был в свое время главным архитектором Екатеринбурга. Например, здание нашей горадминистрации – его визитная карточка. Эта рукопись никогда не издавалась, была написана в годы Великой Отечественной войны и посвящена творчеству выдающегося итальянского архитектора Андреа Палладио.

- Когда появится эта книга?

- В электронном виде мы хотим ее закончить к сентябрю. Сейчас проблема печати заключается только в средствах. У нас был серьезный список спонсоров, но пока все попросили поставить на паузу. Мы отложили и другие юбилейные издания, в частности, книгу черно-белой графики наших выпускников. В такой книге предполагалось отвести не более одного разворота на каждого автора, прошедшего строгий отбор. Книга набрала порядка 500 страниц, к работе над ее дизайном приступил еще в феврале 2022 года наш выдающийся выпускник – Александр Коротич.

- Екатеринбург - город, у которого, кажется, нет какого-то единого и гармоничного архитектурного лица. Как профессионал, как вы оцениваете архитектурный облик города?

- Хотелось бы с точки зрения профессионала большей цельности, завершенности городских композиций. Мы сейчас пожинаем плоды того, что недостаточно бережно относились к историческому наследию города – источнику городского своеобразия.

К тому же обидно, что в последнее время строители стали упорно стремиться обходиться без архитекторов. Появились многократно отработанные стереотипы зданий как результат рационального использования программных проектных продуктов, и строители этим пользуются.

Наша ключевая панорама проспекта Ленина испорчена. А я вспоминаю акварели Гуго Шауфлера, там буквально все прописывалось и просматривалось, ничего не торчало лишнего, было очень красиво.

В Екатеринбурге не так много выдающихся объектов архитектурного наследия, но они есть. Разве плохо, что получил вторую жизнь комплекс зданий госпиталя Верх-Исетского завода? А дом Севастьянова?

- К дому Севастьянова, кстати, у некоторых возникают вопросы. В частности, высказывается мнение, что там намешано слишком много стилей.

- Любая культура – это замес стилей. Действительно, я был научным руководителем реставрации этого дома. Мне никогда в голову не приходило взять и ободрать все декоративные элементы, зная, что изначально здание было классицистическим, дорического ордера и содержало минимум декоративных элементов.

Нам удалось найти привлекательный образ здания, при котором смешение стилей послужило большей праздничности и парадности. Я очень переживал, когда предложили использовать красный, зеленый и белый в качестве цветов фасада. Как показали зондажи, там был еще один цвет – охристый. Но я понял, что лучше ограничить палитру цветов рамками псевдоготической традиции.

Кстати, первоначально министерством культуры РФ был утвержден вариант тюменских реставраторов с множеством оттенков зеленого.

Приезжали эксперты из Петербурга, они предлагали сделать здание в оттенках серого, считая нынешнее цветовое решение ошибочным, но, на мой взгляд, люди должны видеть праздник на главной улице города, ее украшение.

- Екатеринбург называют столицей конструктивизма. У нас в городе действительно много объектов культурного наследия - памятников конструктивизма. Что вы на этот счет думаете?

- Если бы все, кто говорит слово конструктивизм, тут же вносил хотя бы по 10 рублей на его спасение, мы бы давно все отреставрировали. Конструктивизм в целом в 1920-1930-е годы был не единственным современным стилем. Был и супрематизм, и рационализм. На самом деле был целый букет направлений, который стали называть одним именем.

Главное, чтобы активность была направлена на спасение объектов конструктивизма. Многие из них сейчас находятся в аварийном состоянии. Они изначально были построены далеко не из самых лучших материалов, мне это хорошо известно, поскольку я занимался инженерным обследованием этих зданий. Если за рубежом применялся реальный железобетон, то у нас он использовался вперемешку с металлическими, деревянными, каменными конструкциями. Даже солома применялась в качестве утеплителя.

- Как конструктивизм отражается в образовательных программах?

- Конструктивизм органично рассматривается в рамках всего исторического процесса развития архитектуры и искусств. Его нельзя изучать в отрыве, поскольку тот же Г.А.Голубев работал одновременно и в ампире, и в конструктивизме, а любил итальянскую архитектуру эпохи Возрождения. Все познается в сравнении.

До сих пор темы некоторых курсовых и дипломных работ на кафедре истории искусств и реставрации и на кафедре архитектурного проектирования посвящены конструктивизму.

- Екатеринбург с годами стал столицей стрит-арта, у нас проводятся фестивали "Стенограффия", "Карт бланш". Как Вы относитесь к этому направлению искусства?

- Я считаю, что хорошего искусства много не бывает. Но только иногда в этих работах что-то меня цепляет. Стрит-арт имеет свой изобразительный язык, в него постоянно вносятся новшества, и чаще не изобразительного или художественного аспекта, а концептуального, акционного.

Наши студенты участвуют в стрит-артах. Художественный уровень этих работ таков, что знаний и навыков, которые мы даем в вузе, вполне достаточно, чтобы полноценно себя проявить. Я за любую активность, если она в рамках служения высокому искусству. Но создать прекрасное достаточно сложно.

Кстати, в 1981-м году комитет ВЛКСМ САИ организовал первый стрит-арт в Свердловске к 1 июня, Дню ребенка. На площадке ниже тротуара "плотинки" со стороны улицы Горького мы цветными мелками нарисовали ребенка с голубем мира. Прошел первый дождь, и его не стало, но это впервые было сделано в таком масштабе. Я считаю, это была первая композиция стрит-арта в нашем городе.

- Куда идут работать ваши выпускники? Проводится ли еще на этапе обучения работа с компаниями или предприятиями, куда студенты в дальнейшем могут пойти работать?

- У нас нет такого, что выпускник оказывается на бирже труда, нет заявлений в службах занятости. Если говорить про архитектуру, то студенты начинают работать с третьего-четвертого курса и довольно успешно сочетают учебу и работу.

Выпускники-архитекторы работают в департаменте по архитектуре и градостроительству администрации Екатеринбурга, кто-то идет в министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. У нас есть дружественная организация – Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт, филиал Минстроя России.

Большинство крупных строительных организации сейчас имеют свои проектно-строительные бюро, где работают наши выпускники. Существуют и отдельные проектные фирмы, с которыми мы дружим, потому что наши выпускники ими руководят.

Многие представители архитектурных фирм считают важным для себя оказаться в государственно-экзаменационной комиссии, чтобы побороться за кадры. Учитываются не только профессиональные навыки и умения, но и внешность, коммуникабельность.

Выпускники кафедры истории искусств и реставрации, не столь широко сейчас используемой на практике, буквально нарасхват. Москва и Санкт-Петербург с удовольствием берут наших аниматоров.

Наш промышленный дизайн тоже очень востребованный. Многие работают за рубежом. Европейские автомобильные фирмы и азиатские имеют в своем штате наших дизайнеров.

К сожалению, у нас на Урале нет индустрии моды как таковой, и здесь приходится пробиваться чаще всего самим: участвовать УрГАХУ в Неделе моды, многочисленных показах одежды, пользоваться ситуацией, предполагающей широкое импортозамещение.

- Какой процент студентов не доходит до выпуска и по каким причинам? Сложно ли учиться в "Архе"?

- У нас процент отчисления – порядка 5%. Мне кажется, небольшой, потому что наша образовательная сфера весьма сложная, требует максимальной отдачи.

Программа напряженная – много дисциплин. Мы стараемся всех поддержать. Нам ни экономически, ни с точки зрения подготовки кадров нет смысла кого-либо отчислять специально. Бывает, что человек сам опускает руки и не учится по каким-то причинам. Чаще всего это причины личного или семейного характера, гораздо реже - случаи неспособности освоить необходимые знания.

- Часто в обычной жизни встречаем дизайнеров интерьеров - выпускников УрГАХУ. По крайней мере, это взгляд со стороны непрофессионала. Как вы считаете, почему именно дизайн интерьеров так популярен?

- Строится огромное количество жилья унифицированного внешнего и внутреннего облика. Эти гигантские ячеистые структуры порождают просто фантастический спрос на архитектуру и дизайн интерьеров. Архитектура интерьера — это весьма непростая тема, требующая разнообразных профессиональных умений.

Этот рынок будет и дальше развиваться. Причем сейчас будут затруднены поставки готовой мебели, оборудования из-за рубежа. В этом плане открывается еще одно поле деятельности, направленное на импортозамещение.

Технологии известны, должны быть инвестиции. На первых порах, я думаю, государственные, чтобы создать опорные предприятия, вокруг которых смогут успешно развиваться фирмы иных форм собственности.

- Расскажите, пожалуйста, про успехи УрГАХУ в рейтингах университетов - чего удалось достичь и какие новые высоты планируете покорить?

- Есть частные независимые агентства. Например, Национальный центр профессионально-общественной аккредитации. Там по разделу "художественное образование" мы входим в премьер-лигу.

Наш вуз - самый крупный в России и самый разнопрофильный. Чтобы в одном вузе готовили по станковой живописи, монументальному искусству, дизайну и архитектуре самых разных направлений, - такого нет нигде. Образуется некая полихромная творческая атмосфера, в которой происходит взаимообогащение и обмен знаниями, точками зрения.

- Недавно в Екатеринбурге произошел инцидент с повреждением картины Анны Лепорской в выставочном зале "Ельцин Центра". Как вы отреагировали на произошедшее?

- К сожалению, такие злодеи всегда были. Меня раздражает, когда кто-то приходит и начинает дополнять чужую работу. Хочешь рисовать – рисуй сам. Не одобряю.

Работ художников этого направления осталось не так уж много. По Лепорской я вижу, насколько супрематисты друг с другом плотно общались. В ее работах доминирует обращение к Малевичу. Это естественно, ведь она была его самой младшей ученицей. Не скажу, что Лепорская превзошла Малевича, но культурно-исторический контекст ее творчества чрезвычайно интересен и поучителен, ведь до мастерской цвета Малевича она увлекалась самыми разными направлениями живописи тех лет.

- По вашему мнению, есть ли недостаточность художественного образования в стране?

- Конечно, есть. Помню, когда я учился классе в пятом-шестом, уроки рисования перемежались с лекциями по истории изобразительного искусства. Не скажу, что это было хорошо. Проникновение в суть искусства может происходить только через личное творчество, через воспитание собственного умения.

Жаль, что архитектуру не изучают в школе. Я считаю, что архитектура могла бы изучаться с седьмого класса как продолжение геометрии.

- Когда в университете начинается прием документов от абитуриентов?

- Прием документов на бакалавриат и специалитет будет проходить с 20 июня по 12 июля. Вступительные испытания пройдут с 8 по 25 июля. Для магистратуры - прием документов с 20 июня по 1 августа, вступительные экзамены пройдут для них со 2 по 8 августа.

Подать документы можно лично, через почту, через электронную информационную систему вуза, то есть через личный кабинет на сайте, а также через госуслуги.

- При поступлении в УрГАХУ всегда проходят испытания?

- Да. Бывает, что при переводе из другого вуза на такую же ступень испытаний нет. Некоторые этим пользуются, кто не может нарисовать или спроектировать, - в основном так переводятся в магистратуру.

- Сколько ожидаете абитуриентов в 2022 году? Как эти цифры соотносятся с предыдущими годами? Увеличивается ли с каждым годом число желающих поступить в университет?

- В 2021 году число абитуриентов составило более 1,2 тыс. человек. Так как разрешено на несколько специальностей подавать документы одновременно, то общее число заявлений превышает 3 тысячи. Каждый год мы видим небольшое увеличение числа желающих поступить. В этом году ожидаем более 3 тыс. заявлений.

- Сколько бюджетных мест предусмотрено для поступающих в 2022 году? Увеличивается ли число бюджетных мест в университете от года к году?

- Бюджетных мест 250, из них 110 мест на бакалавриат, на специалитет - 35 мест, 74 места на магистратуру. В аспирантуру у нас всего одно место, на архитектуру.

По количеству бюджетных мест у нас идет падение. К примеру, пять лет назад было 350 бюджетных мест. Такова политика государства. И не только у нас, везде сокращаются творческие, художественные специальности, растут ИТ-направления.

Мы примерно столько же денег получаем из бюджета, сколько зарабатываем на платной форме образования. У нас эти показатели сравнялись, разница буквально в один процент. Платных форм достаточно много, в том числе довузовская подготовка, факультет дополнительного профессионального образования и очно-заочная форма обучения.

- На какие направления и специальности делается акцент при распределении бюджетных мест? Где больше всего "бюджета"?

- Бюджетные места университет получает в пропорции 50% - на архитектуру и градостроительство, 50% - на изобразительные и прикладные виды искусств, в том числе дизайн, графику, живопись.

- На какие специальности и направления наблюдается наиболее высокий конкурс?

- Средний конкурс у нас составляет пять-шесть человек на место. Но есть направления, графика и анимация, например, где больше 30 человек на место. Высокий конкурс и на графический дизайн.

Сложно поступить на любое направление подготовки или специальность, так как необходимо подтвердить свой профессиональный уровень на творческих вступительных испытаниях. В прошлом году наиболее высокие проходные баллы были на дизайн.

К слову, отчислений у нас могло бы быть еще меньше. Ребята учатся с интересом, у нас хорошие студенты – воспитанные и творчески одаренные.

- Сколько всего будет принято студентов в этом году?

- Принято будет вместе с платниками около 370-380 человек, точно до 400. На магистратуру мало кто идет платно. Если и идут платно, то на бакалавриат и специалитет.

- Сколько студентов всего сейчас обучается в университете?

- Всего обучаются 1 тыс. 989 студентов и 32 аспиранта. В этом году мы выпустим порядка 330 человек.

- Есть ли у вас иностранные студенты? Как их число меняется с годами, становится ли больше иностранных студентов?

- У нас есть иностранные студенты, осталось 30 человек, их число снизилось из-за пандемии. В основном это студенты из Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Был один студент из КНР, который занимался станковой живописью, он завершил свое образование в 2021 году.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще