Interfax-Russia.ru – Функции медицинских страховщиков могут передать территориальным фондам ОМС. Большинство россиян не в курсе планируемых изменений в систему обязательного медстрахования.
Законопроект-спутник
Законопроект-спутник с поправками в закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) был внесен правительством РФ на рассмотрение Госдумы в составе пакета документов к проекту закона о федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов. Он содержит поправки в закон "Об обязательном медицинском страховании", согласно которым главы субъектов РФ имеют право передать полномочия страховщика ОМС территориальным фондам ОМС сроком не менее чем на три года.
Согласно предлагаемым нововведениям, губернаторы должны будут принимать соответствующее решение не менее чем за год до его реализации.
Законопроект-спутник с поправками в закон об ОМС разработан Минздравом РФ
Законопроект-спутник разработан Минздравом РФ. В финансово-экономическом обосновании к нему указано, что реализация предлагаемых положений будет осуществляться за счет средств бюджета Фонда, бюджетов территориальных фондов и бюджетов субъектов РФ. При этом выделения дополнительных ассигнований не потребуется.
Как сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке, знакомый с содержанием различных отзывов на законопроект, общий вывод в заключениях - законопроект получил концептуальную поддержку Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, государственно-правового управления президента, а также Счетной палаты, однако при условии учета представленных замечаний на этапе подготовки ко II чтению.
15 октября комитет Госдумы по охране здоровья на заседании одобрил законопроект к принятию в первом чтении.
Ущемляет права пациентов
Страховые компании между тем считают, что законопроект о праве глав регионов передать полномочия страховщиков ОМС фондам ОМС ущемляет права пациентов и способен привести к системным разрушительным последствиям в системе.
Аргументы и анализ возможных последствий Всероссийский союз страховщиков (ВСС) изложил в письмах, направленных в Минюст РФ, в Минфин РФ, а также в Минэкономразвития РФ, которые есть в распоряжении "Интерфакса".
Аналогичные письма также были отправлены в адрес правительства РФ и президента России Владимира Путина .
В письмах, в частности, указывается, что предложенный законопроект приводит:
- к нарушению ряда федеральных законов РФ;
- к дополнительным незапланированным расходам в бюджете ОМС;
- к неравномерности и непрозрачности системы ОМС.
Страховщики считают, что законопроект нарушает сложившуюся систему защиты прав пациентов на получение бесплатной медицинской помощи
Страховщики считают, что законопроект нарушает сложившуюся систему защиты прав пациентов на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированную как федеральными законами, так и Конституцией РФ на всей территории страны.
В Минздраве России в ответ заверили, что при передаче функций страховщиков территориальным фондам ОМС права граждан на бесплатную медицинскую помощь будут обеспечены.
При этом, считают в министерстве, предоставление главам регионов РФ права принимать такое решение "позволит обеспечить гибкость при реализации полномочий России в сфере обязательного медицинского страхования".
Вопрос лицензий
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых со своей стороны после анализа предлагаемых поправок указал "Интерфаксу" на то, что реализация новых поправок в закон об ОМС приведет к дискриминации в применении лицензий медстраховщиков.
Принятие единоличного решения главой региона по устранению страховщиков из системы ОМС создает "противоречие между актом главы исполнительной власти субъекта РФ и федеральным актом, принятым федеральным органом власти, создает дискриминационные, неравные условия для хозяйствующих субъектов, выполняющих одинаковые функции, что является недобросовестной конкуренцией и дискредитирует федеральный институт лицензирования", считает Щеглеватых.
Вице-президент ВСС Роман Щеглеватых считает, что реализация новых поправок в закон об ОМС чревата серьезными структурными изменениями всей системы
Предложенные поправки в закон об ОМС, по его словам, чреваты серьезными структурными изменениями всей системы, когда на одних территориях закон будет работать по одной модели, а на других - совершенно иначе, в то время как Конституция РФ гарантирует оказание бесплатной медпомощи гражданам на единых, утвержденных федеральными законами основаниях.
Кроме того, отметил вице-президент ВСС, законопроект не содержит перечня оснований, на которых глава региона может принять решение об устранении страховщиков из системы ОМС, а также положений о его ответственности за результаты такого решения.
"По существу, совмещение в одном публичном центре функций администратора, страховщика, плательщика и контролера создает почву для конфликта интересов и разрушит механизм независимой экспертизы качества и страховой защиты прав застрахованных лиц, лишит систему прозрачности и объективности", - пришел к выводу Щеглеватых.
По словам вице-президента ВСС, предложенная правительством РФ в законе-спутнике инициатива "однозначно увеличит объемы платной медицинской помощи, поскольку доступность и качество медицинской помощи, оказываемой гражданам бесплатно по программам ОМС, значительно снизятся".
Стимул для страховых медорганизаций
Глава Минздрава РФ Михаил Мурашко между тем считает, что предоставление губернаторам возможности передавать территориальным фондам ОМС полномочия частных страховых медорганизаций не приведет к злоупотреблению властью со стороны губернаторов.
"Никогда не видел, чтобы губернатор самостоятельно, исходя из своих личных подходов, какое-то решение принял. Как правило, это связано, в том числе, с работой или контрольного управления, или с оценкой, в том числе, работы страховых или фонда ОМС. Решение губернатора - это в любом случае всегда документ, который подтверждается коллегиально. Поэтому никакого тут, что называется, "злоупотреблением властью" в этой ситуации не усматривается", - сказал Мурашко на заседании комитета Госдумы по охране здоровья.
Министр напомнил, что в критерии качества работы губернаторов входит несколько параметров, среди которых народосбережение и удовлетворенность граждан.
Глава Минздрава РФ Михаил Мурашко уверен, что поправки в закон об ОМС послужат стимулом для страховых медицинских организаций усилить свою работу
"Поэтому у губернаторов в данной ситуации должны быть полномочия", - считает глава Минздрава РФ.
Мурашко отметил, что это также послужит "стимулом для страховых медицинских организаций усилить свою работу".
Движение в обратном направлении
Эксперт страхового рынка пояснил "Интерфаксу" причину сильной негативной эмоциональной реакции страхового сообщества на инициативу, предложенную в законе-спутнике, разработанном Минздравом РФ.
"Дело в том, что президент РФ в опубликованных за последние 5 лет указаниях неоднократно поручал разработку и принятие мер для полного перевода системы ОМС на страховые рельсы", - напомнил вице-президент ВСС.
Предложенное теперь решение, по словам Щеглеватых, не первая "попытка движения в обратном направлении".
"Это попытка вернуть конструкцию финансирования системы ОМС к модели прямого бюджетного финансирования времен СССР, к устранению института углубленной независимой экспертизы и контроля качества медпомощи, к нерыночной модели финансирования, которая чревата неконтролируемым ростом бюджетных затрат государства на бесплатную медицину", - указал эксперт.
Президент РФ Владимир Путин неоднократно поручал разработку и принятие мер для полного перевода системы ОМС на страховые рельсы
Щеглеватых напомнил, что система участия страховщиков в системе ОМС выстраивалась в стране на протяжении более 30 лет, и страховщики ОМС реализуют законодательно установленные функции, в том числе по защите прав застрахованных лиц в системе ОМС.
Опрос "Интерфакса" экспертов в сегменте страхования ОМС, по существу принятие предложенных изменений переформатирует всю систему ОМС, в том числе изменит:
- обеспечение полисами населения;
- ведение реестра застрахованных;
- проведение экспертизы качества оказанных населению медуслуг и контроль за их оплатой;
- выявление нарушений и применение санкций;
- защиту прав застрахованных;
- сопровождение пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями.
Необходимо доработать
Счетная палата РФ со своей стороны также рекомендовала доработать статьи законопроекта об ОМС и страховщиках. Так, в имеющемся в распоряжении "Интерфакса" заключении СП обращала внимание на то, что предлагаемый законопроект не устанавливает единые для всех субъектов критерии принятия главами решений об осуществлении территориальными фондами полномочий страховых медицинских организаций.
Счетная палата РФ рекомендовала доработать статьи законопроекта об ОМС и страховщиках
Это, посчитали в СП, может привести к дисбалансу сформированной в настоящее время системы ОМС, предполагающей значительную роль страховых медицинских организаций в обеспечении ее стабильного функционирования.
В Счетной палате также указывали на то, что материалы обоснования к законопроекту не содержат:
- описания предполагаемых целей и ожидаемых результатов рассматриваемой инициативы;
- влияния предлагаемых изменений на систему управления средствами ОМС и на взаимодействие между медицинскими организациями и территориальными фондами;
- аргументированных обоснований актуальности и необходимости предоставления главам регионов указанного права, а также осуществления территориальными фондами полномочий страховых медицинских организаций в течение не менее чем трех лет.
В СП обращали внимание на то, что расширение полномочий территориальных фондов приведет к увеличению расходов на их содержание. В связи с этим Счетная палата видит риски нехватки средств, ранее направляемых территориальными фондами на ведение дел по ОМС страховыми и медицинскими организациями, на дополнительные функции, предлагаемые поправками.
Другие замечания
Серьезные замечания относительно нормы про новые полномочия глав регионов высказывало, по словам источника "Интерфакса", и государственно-правовое управление президента РФ.
В тексте заключения Минфина РФ на тему передачи права изменять состав участников системы ОМС на территории по решению глав субъектов РФ также говорится, что "аргументированные обоснования предоставления такого права ни в пояснительной записке к законопроекту с поправками об ОМС, ни в материалах к нему не приведены, не отражено, что будет достигнуто в результате сочетания функций фондом".
В Минфине не увидели обоснованной цели вносимых изменений и информации о том, как поправки отразятся на системе управления средствами ОМС
Кроме того, в Минфине не увидели "обоснованной цели вносимого изменения, информации о том, как данная новация отразится на системе управления средствами ОМС, на эффективности организационных расходов системы ОМС, на механизмах внешнего контроля за деятельностью медицинских организаций и самого территориального фонда ОМС".
Там усматривают и "коррупционные риски - конфликт интересов, если фонд ОМС будет одновременно контролировать качество медицинской помощи, оценивать ее объемы и осуществлять оплату".
Помимо этого в Минфине не исключают, что "расширение полномочий территориальных фондов приведет к увеличению расходов на их содержание".
В свою очередь Минэкономразвития РФ в своем заключении на проект документа относительно расширения в ОМС полномочий высшего должностного лица субъекта РФ отмечает, что "предлагаемые изменения затрагивают права застрахованных лиц", поскольку исключат право выбора страховой медицинской организации.
Также в пакете документов, подготовленных к I чтению в сопровождение законопроекта -спутника, не содержится заключения Минюста РФ, обратил внимание собеседник агентства. Вместе с тем, по его мнению, "в данном случае экспертиза Минюста РФ по столь важному и получившему резонанс законопроекту не была бы лишней". К такому выводу, по словам собеседника, пришли страховщики ОМС после предварительного обсуждения документа.
Принят в первом чтении
Законопроект-спутник с поправками в закон об ОМС на текущей неделе был принят Госдумой в I чтении вместе с бюджетом фонда ОМС. Теперь ведется подготовка документа ко II чтению, ее сроки будут сжатыми.
Госдума РФ приняла законопроект-спутник с поправками в закон об ОМС вместе с бюджетом фонда ОМС
При этом в ходе обсуждения обращалось внимание на то, что, в случае принятия поправок, на отдельных территориях по произвольному решению властей региона могут прекратить свою деятельность страховщики ОМС - институт защиты интересов пациентов, законодательно закрепленный как инструмент защиты их прав, инструмент проведения экспертизы качества оказанных бесплатных медицинских услуг и обоснованности их оплаты.
Положений об ответственности за такой эксперимент в случае принятия подобных решений в законопроекте не содержится. Как отметил в ходе обсуждения законопроекта-спутника на пленарном заседании депутат Михаил Делягин, такой подход означает "перекладывание ответственности" с законодателей на губернаторов, и это плохая им услуга.
Вместе с тем, говоря в целом о представленных на обсуждение депутатам в ходе рассмотрения темы федерального бюджета социальных законопроектах, глава комитета Госдумы РФ по налогам и бюджету Андрей Макаров заявил в ходе выступления в парламенте, что не ожидал возражений по ним, поскольку проекты содержат целый ряд позитивных изменений. В том числе, по его словам, будут повышены зарплаты 6 тыс. врачей и 8 тыс. специалистов среднего медицинского звена, найдены средства на стимулирование выявления онкозаболеваний на ранней стадии на весь следующий бюджетный период.
Нет в публичной повестке
Тема возможной реформы системы ОМС между тем фактически отсутствует в публичной повестке. Как показал опрос ВЦИОМ, проводившийся по заказу Всероссийского союза пациентов, три четверти россиян (75%) впервые услышали о планируемых законодателями серьезных изменениях в системе ОМС от представителей аналитического центра ВЦИОМ.
Лишь единицы уже были "в теме" (3%), сообщает ВЦИОМ по итогам проведенного опроса. Уровень информированности по вопросу, напрямую касающемуся прав и гарантий россиян в сфере здоровья, оказался крайне низким, следовательно, и возможные структурные изменения могут недополучить общественной оценки.
В то же время большинство россиян в вопросах защиты прав пациентов (67%), рассмотрения жалоб (65%), а также контроля качества медицинской помощи (59%) и применения мер ответственности (51%) доверяют именно независимым страховым компаниям, а не государственным фондам. Общество воспринимает страховые организации как более эффективный и объективный инструмент контроля, чем структуры, входящие в ту же систему, которую им предстоит проверять, отмечает ВЦИОМ.
Синичкин день: история, традиции и суть праздника. Дата в 2025 году
День матери в России: дата, история праздника, интересные факты
Как уйти в монастырь: у молодежи новый тренд – в чем суть и куда поехать?
2026 – год Красной Огненной Лошади: символ, характеристика, кого ждет удача