Россия / Точка зрения 15 октября 2025 г. 12:43

По новым правилам: на какие машины и когда повысят утильсбор?

Interfax-Russia.ru – Новые правила расчета утильсбора для легковых иномарок могут отложить на месяц, до 1 декабря. Кому предоставят отсрочку?

По новым правилам: на какие машины и когда повысят утильсбор?. Фото. © РИА Новости. Нина Зотина
© РИА Новости. Нина Зотина

Зачем нужен утилизационный сбор?

Утилизационный сбор – это введенный в 2012 году платеж, который единоразово уплачивается на каждый локально произведенный в России и каждый ввезенный в страну автомобиль. Размер платы определяется исходя из базовой ставки, умноженной на повышающий коэффициент, который зависит от вида транспорта, его массы, возраста и характеристик двигателя.

Все автопроизводители, имевшие производство в РФ и подписанный с Минпромторгом специнвестконтракт, до 2019 года получали от государства промсубсидии, которые фактически являлись компенсацией уплаченного ими утильсбора. Такой порядок продолжает действовать и сейчас, но с 2020 года компенсация сбора стала частично, а с 2022 года - полностью "привязана" к уровню локализации продукции, который оценивается в баллах.

Часть средств от уплаты утильсбора направляются на программы господдержки отечественных автопредприятий. Фото
Часть средств от уплаты утильсбора направляются на программы господдержки отечественных автопредприятий
© РИА Новости. Михаил Воскресенский

Часть средств, аккумулируемых в бюджет РФ от уплаты утилизационного сбора с каждой импортированной и локально произведенной единицы техники - как в случае с автомобилями, так и с сельхозтехникой - направляются на программы господдержки спроса, бенефициарами которых являются отечественные предприятия.

Принятый в конце прошлого года федеральный закон о бюджете на трехлетку 2025-2027 годов предполагал, что доходы бюджета РФ от утильсбора на транспортные средства в 2025 году удвоятся и составят 2 трлн рублей, в том числе более 1 трлн 100 млрд рублей будут обеспечены импортом и еще свыше 870 млрд рублей - локальным производством.

Читайте также

Минпромторг РФ ждет снижения дохода от утильсбора в 2025г на 200 млрд руб., половину компенсирует из других источников

Между тем оценка доходов бюджета от утильсбора за 2025 год в течение года пересматривалась в сторону уменьшения на фоне падения объемов производства и импорта автомобилей и спецтехники из-за слабого рынка. Снижение оценки поступлений утильсбора в текущем году связывают с более медленным восстановлением импорта и более низкими объемами производства, чем прогнозировалось.

Поэтапная индексация

В прошлом году правительством были утверждены новые меры по индексации утильсбора на широкий перечень автомобильной техники, а также на машины для аграриев. О необходимости их принятия для защиты российского рынка от импорта - в первую очередь китайского - в течение года не раз говорили регуляторы и отечественные производители.

В том числе с 1 октября 2024 года состоялась индексация утильсбора на автотехнику на 70-85%. Тогда же вступила в силу шкала дальнейшей плановой индексации сбора, которая предполагает его повышение на 10-20% каждый год в течение следующих пяти лет - начиная с 1 января 2025 года.

Так, размер утильсбора на новый легковой автомобиль самого массового сегмента - с двигателем внутреннего сгорания объемом от 1 до 2 литров - с октября прошлого года вырос с 300 тыс. 600 рублей до 556 тыс. 200 рублей. А с 1 января 2025 года он увеличился уже до 667 тыс. 400 рублей. К 2030 году, после череды плановых индексаций, сбор с одного автомобиля должен приблизиться к 1 млн 200 тыс.рублей.

Повышение утильсбора на сельхозтехнику сразу в 5 раз вступило в силу с 1 января 2025 года. Фото
Повышение утильсбора на сельхозтехнику сразу в 5 раз вступило в силу с 1 января 2025 года
© РИА Новости. Виталий Тимкив

Повышение утильсбора на сельхозтехнику было утверждено по тому же принципу, но вступило в силу чуть позже. Крупное разовое повышение сбора на широкий перечень техники (за исключением сельскохозяйственных тракторов до 340 л.с.) - сразу в 5 раз - состоялось с 1 января 2025 года. С 1 августа был уточнен порядок расчета утильсбора на спецтехнику и шасси. Далее, в 2026-2030 годах, сбор будет ежегодно индексироваться на 15%.

Вместе с тем в этом году Минпромторг решил еще повысить утильсбор для физлиц. Речь идет об автомобилях с мощностью двигателя более 160 л.с.

Пресечь "серый" импорт

Скорректировать методику начисления утильсбора в сторону привязки к мощности двигателя и пресечь организованный "серый" импорт автомобилей через схему ввоза на физлиц по льготным ставкам Минпромторг РФ попросила ассоциация "Объединение автопроизводителей России" (ОАР), объединяющая крупнейших отечественных автопроизводителей.

Со своей стороны министерство подготовило механизм расчета утильсбора с привязкой к мощности двигателя автомобилей и введением прогрессивной шкалы. Новую методику расчета утилизационного сбора в отношении производимых и ввозимых в РФ автомобилей планировали ввести уже с 1 ноября 2025 года.

"На данный момент в отношении легковых автомобилей установлены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя и года выпуска. При этом все большим спросом пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объемами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчет утильсбора на основании одного показателя - объема двигателя - теряет актуальность", - отмечали в Минпромторге.

Льготные коэффициенты на автомобили мощностью до 160 л.с. сохранят для физлиц, которые ввозят в Россию транспорт для личного пользования. Фото
Льготные коэффициенты на автомобили мощностью до 160 л.с. сохранят для физлиц, которые ввозят в Россию транспорт для личного пользования
© РИА Новости. Виталий Аньков

При этом для физических лиц, которые ввозят автомобиль в Россию для личного пользования, предлагалось сохранить льготные коэффициенты на транспортные средства мощностью до 160 лошадиных сил – 3 тыс. 400 рублей за новый автомобиль и 5 тыс. 200 рублей за автомобиль старше 3-х лет.

В министерстве обратили внимание на то, что это самые востребованные категории автомобилей: по данным оператора системы электронных паспортов, на них приходится около 88% от общего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет.

Сделать исключение

Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" между тем попросила вывести из-под действия новых правил исчисления утильсбора, которые могут вступить в силу с 1 ноября 2025 года, уже купленные за рубежом, но еще не ввезенные в страну до этой даты автомобили.

Соответствующие предложения содержатся в письме председателя "Деловой России" Алексея Репика в адрес первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова, с содержанием которого ознакомился "Интерфакс".

Репик в письме Мантурову пишет, что введение новых правил исчисления утильсбора с 1 ноября, с одной стороны, окажет поддержку официальным автодилерам и защитит покупателей автомобилей от "серых" схем импорта. Вместе с тем в "Деловой России" видят "обеспокоенность бизнес-сообщества и потребителей" решением о новых правилах исчисления сбора, которое "принимается в неоднозначный для авторынка период".

В письме отмечается, что многие сделки по оплате иномарок, которые подпадают под действие льготного коэффициента по действующим правилам, были заключены после публикации проекта постановления на портале regulation.gov.ru, хотя о предполагаемых сроках вступления постановления в силу было объявлено заранее.

Отсрочку вступления в силу новых правил утильсбора просят для завершения оформления таможенных процедур по сделкам, совершенным в августе-октябре. Фото
Отсрочку вступления в силу новых правил утильсбора просят для завершения оформления таможенных процедур по сделкам, совершенным в августе-октябре
© РИА Новости. Виталий Аньков

"Сейчас, в конце календарного года, у покупателей наблюдаются большие затруднения с доставкой и прохождением таможенных процедур, связанные со множеством объективных факторов. Так средний срок поставки автомобиля из-за рубежа после его оплаты, по данным экспертов, занимает от 30 календарных дней", - говорится в тексте письма.

"Деловая Россия" в своем письме на имя первого вице-премьера уточнила, что отсрочка вступления в силу новых правил утильсбора необходима для завершения оформления таможенных процедур по сделкам, совершенным в августе-октябре.

Отсрочка

В секретариате Мантурова пообещали, что Минпромторг проработает отсрочку введения новых правил расчета утильсбора на ввозимые из-за рубежа легковые автомобили.

"Ажиотажный спрос повлиял на загрузку пограничных пропускных пунктов - сформировались очереди, из-за которых срок доставки автомобиля мог увеличиться на несколько недель. Поскольку с форс-мажорной задержкой в доставке могли столкнуться и те граждане, которые оплатили автомобиль до объявления о готовящихся изменениях, необходимо проработать и представить варианты расширения переходного периода, чтобы обеспечить возможность завершения действующих заказов по текущим правилам", - пояснили в секретариате первого вице-премьера.

Позже Мантуров в ходе выступления на пленарном заседании Госдумы уточнил, что рассматривается "возможность на предмет перенесения на месяц срока введения этого решения".

"Я уверен, что мы найдем оптимальный вариант, и это всех должно удовлетворить", - сказал он.

Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров сообщил о возможном перенесении на месяц введения нового утильсбора. Фото
Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров сообщил о возможном перенесении на месяц введения нового утильсбора
© РИА Новости. Кирилл Зыков

В свою очередь глава Минпромторга РФ Антон Алиханов рассказал, что отсрочка будет предоставляться с учетом того, что решение об изменении методики расчета утильсбора было объявлено 12 сентября.

"Мы рассматривали уже предварительно эту тему. Если говорить про поставки, например из Китайской Народной Республики, из других азиатских стран, то в среднем от момента оплаты до поставки, до растаможки, проходит где-то 30 дней. Но некоторые граждане заказывали и в Европе, и некоторые даже и в США автомобили, поэтому для них, конечно, сроки доставки могут быть несколько больше. С учетом того, что мера по пересмотру утильсбора была объявлена 12 сентября, мы будем учитывать эти факторы, в том числе и те, кто заказывал не только на азиатских рынках, но и на других рынках, европейских и американских", - заявил министр.

Обозреватель Анастасия Николаева