Россия / Точка зрения 1 декабря 2025 г. 12:10

Скидочная политика: сумеют ли банки и маркетплейсы сами решить вопросы оплаты?

Interfax-Russia.ru – Госдуму вовлекли в обсуждение скидок на платформах при определенных способах оплаты. Минфин РФ пока не выработал позицию в этом вопросе, Минпромторг ждет решения проблемы самими маркетплейсами.

Скидочная политика: сумеют ли банки и маркетплейсы сами решить вопросы оплаты?. Фото. ©
© "Интерфакс"

В стадии обсуждения

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что в парламент поступили обращения от банков и маркетплейсов по вопросу предоставления скидок на платформах при выборе определенных способов оплаты.

"Идет обсуждение. Проходят консультации. Свое мнение формируют фракции", - написал Володин в своем телеграм-канале.

Он отметил, что "вырабатываются решения", и обещал обязательно рассказать о них "как будет конкретика".

Минфин РФ проводит совещания по вопросу регулирования способов оплаты на маркетплейсах. Фото
Минфин РФ проводит совещания по вопросу регулирования способов оплаты на маркетплейсах
@ "Интерфакс". Ксения Новикова

Совещания по вопросу регулирования способов оплаты на маркетплейсах проводят и в Минфине. Вместе с тем, как заявил журналистам в кулуарах форума "Россия: образ будущего" замминистра финансов Иван Чебесков, Минфин пока не сформировал позицию по этому вопросу.

Читайте также

Вступление в силу закона о платформенной экономике планируется с 1 марта 2027г

"Мы слышим аргументы с обеих сторон, смотрим сейчас на экономику и маркетплейсов, и банков, которые связаны с маркетплейсами, хотим найти действительно какой-то справедливый подход для всех", - сказал Чебесков.

По его словам, в министерстве не ставят задачу "поддержать либо банки, либо маркетплейсы".

"Есть задача найти правильный сбалансированный подход, правильный с точки зрения госполитики", - добавил он.

Практика дифференцирования маркетплейсами цены на товар в зависимости от способа оплаты привлекла внимание и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. В пресс-службе ведомства "Интерфаксу" заявили, что ФАС в настоящее время анализирует работу онлайн-площадок и при установлении нарушений применит антимонопольные меры.

Сами решат?

Минпромторг РФ тем временем ждет, что маркетплейсы в ближайшее время сами решат проблему скидок и комиссий без вмешательства регуляторов. Например, указывал директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов, ситуация с предоставлением массовых скидок маркетплейсами может быть решена в порядке саморегулирования.

Минпромторг РФ ждет, что маркетплейсы в ближайшее время сами решат проблему скидок и комиссий без вмешательства регуляторов. Фото
Минпромторг РФ ждет, что маркетплейсы в ближайшее время сами решат проблему скидок и комиссий без вмешательства регуляторов
© РИА Новости. Максим Богодвид

"Сейчас этот вопрос активно обсуждается. Сами маркетплейсы озабочены вопросом того, что происходит, на самом деле, скорее даже можно сказать, что не все маркетплейсы устраивает эта ситуация. Поэтому сейчас активно обсуждается, как из этого вопроса выходить", - пояснял Кузнецов в ноябре в кулуарах форума "Дни ритейла в Сибири".

Он подчеркнул, что с точки зрения Минпромторга "лучший вариант, если маркетплейсы договорятся сами".

Читайте также

Более 2 кг взрывчатки изъяли сотрудники УФСБ в Алтайском крае

"Договорятся коллеги вместе с нами, с нашей помощью так, чтобы и по скидкам, которые сейчас активно применяются, массовым скидкам, которые вызывают очень много нареканий у предпринимателей, справедливых нареканий, вопрос решился", - сказал чиновник.

Кузнецов рассчитывает, что решение все же найдется вне рамок государственного регулирования.

"Такая надежда сохраняется, но если нет, то тогда, наверное, включится какой-то механизм государственного регулирования", - отметил он.

Ввести запрет

Скидочная политика онлайн-ритейлеров неоднократно вызывала критику у регуляторов финансового сектора. В том числе вопрос о предоставлении банкам равного доступа к инфраструктуре торговых платформ активно обсуждается Центробанком.

Практика маркетплейсов, предлагающих более выгодные условия при оплате товаров картами собственных банков, искажает условия конкуренции на рынке, считает глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

"Это сейчас один из самых острых вопросов, который обсуждается и банками, и платформами. Потому что банки, которые продают свои финансовые услуги на платформе, не могут предоставить возможность, например, платить карточками какого-то банка и указать другую цену. А платформы могут, но это не совсем справедливая конкуренция", - отмечала глава ЦБ.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила ввести запрет на дифференциацию цен в зависимости от средства платежа. Фото
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила ввести запрет на дифференциацию цен в зависимости от средства платежа
© РИА Новости. Алексей Никольский
Читайте также

Миронов хочет пожаловаться президенту на изъятие агитматериалов в новосибирском штабе "Справедливой России"

В очередной раз эту ситуацию Набиуллина прокомментировала в ноябре, предложив ввести запрет на дифференциацию цен в зависимости от средства платежа, при этом подчеркнув, что не выступает против самих скидок.

"Мы считаем справедливым, чтобы покупатель мог получать скидки и бонусы не только по карте банка, который принадлежит платформе, но и по картам других банков. У покупателя должен быть выбор - в этом суть наших предложений", - заявила она.

Радикальный путь

Набиуллина рассказала, что ЦБ, изучив опыт других стран, предлагал правительству для обсуждения радикальный путь - запретить маркетплейсам иметь собственные финансовые организации.

По ее словам, маркетплейсы за счет большого количества клиентов становятся системно значимой инфраструктурой, которая может потребовать особого регулирования.

"Потому что от той же, кстати, технологической устойчивости зависит просто благосостояние клиентов... За технологической информационной безопасностью банка, вы знаете, какой жесткий достаточно контроль, надзор и так далее. А здесь уже по значимости для общества, конечно, они приобретают похожее значение", - пояснила глава ЦБ.

В ЦБ РФ уточнили, что никогда не выступали против скидок на платформах как таковых. Фото
В ЦБ РФ уточнили, что никогда не выступали против скидок на платформах как таковых
© РИА Новости. Григорий Сысоев

Позднее в ЦБ еще раз уточнили, что никогда не выступали против скидок на платформах как таковых.

Читайте также

Мантуров пообещал мягкое регулирование онлайн-торговли в РФ

"Напротив, мы считаем справедливым, чтобы покупатель мог получать скидки и бонусы не только по карте банка, который принадлежит платформе, но и по картам других банков. У покупателя должен быть выбор - в этом суть наших предложений, а не в ограничении скидок. Другие банки тоже могли бы давать скидки по своим картам, конкурировать за клиента на платформе, но сейчас по факту далеко не всегда могут это делать", - заявили в пресс-службе Банка России.

Программа лояльности

Маркетплейсы со своей стороны указали на закрытость позиции ЦБ, инвестиции в программы лояльности и роль в обеспечении доступности товаров.

"Нам жаль, что Центральный банк России не поддерживает создание условий здоровой конкуренции на рынке. Данная инициатива обсуждается Банком России с крупными банками в закрытом режиме без участия цифровых платформ, объединений бизнеса и обществ защиты прав потребителей", - заявили в пресс-службе объединенной компании Wildberries-Russ.

Там считают, что "истинная цель крупных банков, лоббирующих запрет скидок, - нерыночным путем ограничить развитие банков маркетплейсов". В итоге, отметили в компании, от запрета скидок пострадают миллионы потребителей по всей России, для которых товары станут дороже.

Скидочная политика: сумеют ли банки и маркетплейсы сами решить вопросы оплаты?
В Ozon скидки при оплате товаров определенной банковской картой назвали программой лояльности
© РИА Новости. Алексей Майшев
Читайте также

"Черная пятница": история, какие распродажи бывают, как покупать со скидками?

Представитель Ozon в свою очередь пояснил "Интерфаксу", что скидки при оплате товаров определенной банковской картой - это программа лояльности, в которую инвестирует банк, при этом у различных игроков и банковского, и ритейл-рынка есть аналогичные инструменты, например кешбэки и партнерские бонусные программы.

В Ozon также предупредили, что предложение банков грозит повышением цен, прежде всего в малых городах и селах.

"Использование скидок, бонусов и программ лояльности - излюбленный инструмент банков, который они эксплуатируют крайне активно. Непонятно, почему, запретив его маркетплейсам, нужно значимо ухудшить жизнь десяткам миллионов жителей страны, а также сотням тысяч предпринимателей", - подчеркнули в Ozon.

Недобросовестная конкуренция?

Крупнейшие банки неоднократно выступали за запрет скидок, которые предоставляются маркетплейсами при оплате картами их дочерних банков, считая это проявлением недобросовестной конкуренции. А в последнее время банковский сектор усилил критику.

20 ноября, стало известно, что Сбер, ВТБ, Т-банк, Альфа-банк и Совкомбанк  направили целому ряду адресатов, включая ЦБ, председателя Госдумы и премьер-министра Михаила Мишустина письмо с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков.

Банки считают недобросовестной конкуренцией предоставление маркетплейсами скидок при оплате картами их дочерних банков. Фото
Банки считают недобросовестной конкуренцией предоставление маркетплейсами скидок при оплате картами их дочерних банков
© РИА Новости. Алексей Филиппов

В своем совместном заявлении банки подчеркнули, что выступают "за скидки на маркетплейсах и удобство оплаты для всех жителей нашей страны".

Читайте также

Сбербанк не выступает против скидок на маркетплейсах, он недоволен "торговым рабством" - Греф

"Акции и специальные предложения маркетплейсов должны быть доступны всем покупателям вне зависимости от банка, выпустившего карту, или выбранного способа оплаты. Именно об этом было обращение банков. Речь не о снижении доступности скидок, а об увеличении аудитории, которым они доступны. А также о равных условиях, прозрачности и предсказуемости правил на рынке", - объясняют финорганизации.

После выхода письма банков, по данным "Коммерсанта", председатель ЦБ РФ обратилась к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову с предложением запретить онлайн-платформам устанавливать разные цены на своих площадках в зависимости от способа оплаты и подключить в качестве дополнительного контролера этого процесса Федеральную антимонопольную службу.

При этом глава ЦБ также настаивает на запрете на продажу на маркетплейсах продуктов дочерних банков, которые "имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка".

Избыточный характер

В Wildberries&Russ считают, что предлагаемые ЦБ меры носят избыточный характер. В пресс-службе объединенной компании "Интерфаксу" указали на то, что скидки маркетплейсов ничем не отличаются от других программ лояльности, широко распространенных в ритейле и банковской сфере.

В Wildberries&Russ считают, что предлагаемые ЦБ меры носят избыточный характер. Фото
В Wildberries&Russ считают, что предлагаемые ЦБ меры носят избыточный характер
© РИА Новости. Наталья Селиверстова

"Инициатива о дополнительном надзоре со стороны ФАС и вовсе выглядит непонятной, так как антимонопольная служба и так наделена всеми методами контроля за действиями крупных цифровых платформ, в том числе "Озон" и "ВБ". Так как она будет применяться ко всем платформам, включенным в соответствующих реестр, могут пострадать малые и средние участники, над которыми надзор ФАС не осуществляется", - отметили в Wildberries&Russ.

Читайте также

Сезонная распродажа: советы по эффективным покупкам со скидками

Там сравнили запрет на дистрибьюцию финансовых продуктов от банков, связанных с платформами, с запретом на деятельность таких банков. Предлагаемый "запрет на продажу через цифровые платформы продуктов банков, связанных с операторами этих площадок" означает, что маркетплейсы должны будут вывести свои банки за пределы приложения и сайта, а также не рекламировать на сайте вклады, кредиты, карты, заявили в компании.

В Ozon сообщили, что не знакомы с оригинальным текстом письма, но компания обсуждала с регулятором вопрос равного доступа всех банковских организаций к программе лояльности маркетплейса.

"В рамках риторики о равном доступе странным выглядит предложение запретить банкам, входящим в одну структуру с маркетплейсами продажи их продуктов через маркетплейсы. Если следовать озвученной логике, при покупке путешествия в Т-Трэвел вы получите кэшбек Т-Банка, а если оплатите тур Озон Трэвел картой Озон банка - бонуса не получите. Если распространять эту идею на всех игроков финансового рынка, то и баллы СберСпасибо видимо не должны начисляться и списываться при оплате сервисов Сбера или товаров МегаМаркета", - заявили "Интерфаксу" в пресс-службе маркетплейса.

Обозреватель Анастасия Николаева