Самара. 18 июня. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Экспериментальные исследования пройдут на базе Самарского университета им.Королева в рамках гранта Российского научного фонда, сообщает пресс-служба самарского университета.
"Ученые из России, Франции и Японии проведут на базе Самарского университета им.Королёва теоретические и экспериментальные исследования по созданию технологии производства новых высокоэффективных биметаллических материалов для аэрокосмической техники. Они смогут выдерживать значительные механические нагрузки и экстремальные перепады температур с разницей в несколько сотен градусов", - говорится в сообщении.
Как сообщает доцент кафедры обработки металлов давлением Ярослав Ерисов, внутри университета в проекте будут задействованы две кафедры - обработки металлов давлением и технологий производства двигателей.
"Помимо большой экспериментальной части, запланированной в рамках этого гранта, будут выполнены теоретические исследования. По итогам предполагается получить не только технологии, но и фундаментальные основы создания материала нового типа", - цитирует пресс-служба слова Ерисова.
Отмечается, что биметаллические материалы давно применяются при изготовлении авиационной и космической техники, так как зачастую обычные сплавы не обеспечивают необходимой гаммы свойств.
"Биметаллы же позволяют объединить преимущества разных материалов, увеличивая надежность, износостойкость и долговечность. Использование биметаллических материалов, например, из стали и алюминия, позволяет добиться необходимых прочностных характеристик, уменьшив при этом вес деталей и конструкций, соответственно увеличивая при этом грузоподъемность и топливную эффективность самолета или ракеты-носителя", - поясняется в пресс-релизе.
Однако, как отмечают самарские ученые, при создании таких материалов прочность соединения разнородных слоев в большинстве случаев недостаточна.
"При этом у разных металлов отличаются теплофизические свойства, и при больших перепадах внешних температур, например, в космосе - от -200°С до +200°С, возникает опасность межслойного разрушения многослойного материала. Ученые трех стран в рамках полученного гранта планируют разработать научные основы новой технологии и экспериментально получить слоистый функциональный высокоградиентный материал",- отмечается в сообщении.
Как сообщает заведующий кафедрой обработки металлов давлением Самарского университета, академик РАН Федор Гречников важно, чтобы используемые в аэрокосмической технике материалы были термически стабильными, чтобы они не расширялись при высоких температурах.
"Этого можно добиться, если брать разные материалы с разными коэффициентами линейного расширения и чередовать их в многослойной конструкции: когда один слой расширяется, другой сжимается, а во всем объеме не происходит никаких изменений. Обычно биметаллические материалы производят способом прокатки - за счет большого давления происходит фактически сварка поверхностей металлов. Мы предлагаем новый метод - с использованием аддитивных технологий", - цитирует слова Гречникова пресс-служба университета.
Ученые предлагают наносить с помощью аддитивных технологий слои металлопорошковой композиции на подложки из листового проката, создавая при этом на поверхностях особый микро- и макрорельеф, который позволит практически на порядок увеличить площадь контакта соединяемых слоев и даже образовывать механические неразъемные соединения в виде микрозамков.
Полученный в результате композиционный "пирог" планируется затем дополнительно обрабатывать давлением, например, прокатывать, чтобы получить высокопрочное соединение слоев металлов.
Башкирия получит дополнительные средства на кадровые медицинские программы
Первый заммэра Нижнего Новгорода отправлен под домашний арест до февраля
Правительство Самарской области уйдет в отставку 15 декабря - губернатор