18 декабря. Interfax-Russia.ru - Проекты высокоскоростных магистралей (ВСМ) многократно окупаемы по сравнению с бюджетными затратами, и способны дать эффект дополнительного экономического роста, считает директор фонда "Центр стратегических разработок" (ЦСР) Михаил Дмитриев.
"Мы занимались всесторонней, комплексной оценкой последствий проектов ВСМ, включая влияние на эффективность работы других видов транспорта, а также на экономику предприятий, расположенных в зоне магистралей. И наш вывод состоит в том, что совокупный эффект с учетом всех составляющих просто огромен и превосходит все затраты из бюджета", - заявил М.Дмитриев в среду "Интерфаксу".
По мнению эксперта, оценить эффект от реализации проектов ВСМ можно объективно лишь в случае, если анализировать ситуацию комплексно, а не отдельно вопрос строительства магистрали.
"В качестве примера я бы привел нынешнее состояние транспортных коммуникаций между Москвой и Казанью. Примерно 70% пассажиропотока, который может возникнуть на ВСМ, в настоящее время нет. Он, безусловно, был бы обеспечен при наличии нормально развитой инфраструктуры. Но, к сожалению, отсутствуют нормальные пути сообщения, и люди воздерживаются от поездок", - сказал собеседник агентства.
"На трассе ВСМ "Москва-Юг", по финансированию которой еще не приняты решения, эффект иной. Там пассажиропотока не может не быть, поскольку люди хотят попасть на южные курорты. К тому же по маршруту трассы расположено много крупных городов. Там люди пользуются видами транспорта, которые неудобны для таких поездок. Большая часть пассажиропотока возникает за счет переключения с других видов транспорта, которые неудобны. Например, когда люди сутками едут на юг на своей машине, а потом не знают, куда ее там девать", - отметил М.Дмитриев.
По оценке эксперта, проекты ВСМ не просто окупаемы, но и способны повлиять на повышение экономического роста. "Когда мы говорим о бюджетном эффекте, то понимаем под этим не просто доходы от деятельности ВСМ, которые поступают в пользу ОАО "РЖД" и той организации, которая будет эксплуатировать эти магистрали.
Речь идет об эффектах, которые возникают для экономики в целом, когда, например, улучшение ситуации с транспортом вызывает дополнительный экономический рост и рост доходной части бюджета", - сказал глава ЦСР.
"Речь идет о тех дополнительных доходах, которые, естественно, облагаются налогами и увеличивают поступления в доходную часть бюджета. А это именно те доходы, которые без ВСМ не возникли бы", - считает М.Дмитриев.