30 июля. Interfax-Russia.ru - Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ) по заказу Росавтодора подготовил проект национального стандарта для ледовых переправ и дорог, которыми можно пользоваться только в холодное время года, сообщает газета "Коммерсантъ".
Проект нового госстандарта "Дороги автомобильные общего пользования. Зимние автомобильные дороги (автозимники) и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания" разработан в рамках контракта стоимостью 14,5 млн руб. В разработке стандартов участвуют ГИБДД, Ассоциация территориальных органов управления дорог (РАДОР), управление автодорог Якутии, ряд институтов. Документ проходит общественное обсуждение.
Согласно проекту ГОСТа, зимник - это "сезонная автодорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, или проложенная по замерзшему льду рек и озер".
"Раскрыты понятия ледостава, полыньи, промоины, снегопереносов, топи, мари (виды торфяных болот), перекатов. Вводятся классы и виды автозимников в зависимости от интенсивности движения (150-500 авто в сутки), периодичности эксплуатации (регулярные, временные и разового использования), расположения на местности (суховые и ледовые). В зависимости от класса и типа автозимника двигаться по нему разрешается со скоростью до 70 км/ч. Ширина проезжей части зимника - 6-8 м, число полос движения - не меньше двух. Описана технология эксплуатации автозимников, которые могут работать весной и осенью: чтобы грунты не таяли, предлагается применять плотный снег, мох, опилки, утеплитель пеноплэкс", - пишет "Коммерсантъ".
В тексте проекта также описан порядок определения мест для ледовой переправы, которые выбираются исходя из толщины льда, определяемой бурением лунок.
"Самый тонкий лед толщиной 18 см допустим, если планируется проезд гусеничных машин массой до 4 т при температуре -10 градусов и ниже. Если планируется проезд колесных грузовиков массой до 60 т при температуре -5 градусов и ниже - 100 см. Самый толстый лед - 194 см - должен быть во время оттепели и при проезде техники, масса которой вместе с грузом достигает 100 тонн. Для льда морских заливов максимальная нагрузка должна быть снижена на 20% (соль снижает прочность льда). Большие ледовые переправы должны быть обустроены шлагбаумом и искусственным освещением (на съездах), светофором, биотуалетом, мусорным баком, передвижной электростанцией. Максимальная скорость движения на переправе - 20 км/ч, обгон и стоянка на льду запрещаются", - отмечает газета.
Актуальных норм по строительству и содержанию автозимников на данный момент не существует, а ряд соответствующих методических рекомендаций лишь частично раскрывают связанные с зимними дорогами вопросы. Многие действующие нормы при этом устарели.
"Временные зимники и ледовые переправы активно применяются на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, особенно в тех местах, где отсутствует другая дорожная сеть. Общая их протяженность - более 22 тыс. км. К примеру, 836 км федеральной трассы А-331"Вилюй" и 12 км трассы Р-504 "Колыма" - это зимник. Движение по таким дорогам, как правило, открывается в начале декабря, закрывается в середине апреля", - добавляет "Коммерсантъ".