7 апреля. Interfax-Russia.ru – Производство и рынок детского кино должны поддерживаться и регулироваться государством, считает продюсер, президент международного фестиваля семейного кино "Вверх" Юрий Рязанов.
"Как предприниматель, считаю, что есть чистая экономика, где бизнес регулируется свободным рынком, а есть отрасли, например, здравоохранение, образование, культура, которые нуждаются в поддержке государства. Детское кино - это очень тонкая материя, она требует повышенного внимания, бережного отношения. Здесь государство обязано регулировать рынок, помогать в прокате, в производстве, и в первую очередь, ради воспитательной функции кино", - заявил Ю.Рязанов во время круглого стола на тему детского и семейного кино в России в среду в Москве.
Он добавил, что ситуацию с места не сдвинуть, пока не введены ограничения на прокат западных фильмов - чтобы сократить присутствие Голливуда в прокате, необходимо ввести НДС для иностранных кинолент.
По словам Ю. Рязанова, детям не нужны блокбастеры, им нужны фильмы про обычные человеческие ценности. "Нам надо искать возможности для финансирования и продвижения отечественных детских фильмов", - добавил он.
По мнению продюсера Натальи Мокрицкой ("Класс коррекции", "Мой папа – Барышников"), детское кино сегодня не может возвращать потраченные на него средства.
"Это общая проблема кинематографа в мире. Сегодня собрать деньги может только "аттракцион", а детское кино - не аттракцион, это "музейное" кино", - считает продюсер.
По ее словам, детское кино сегодня можно также сравнить с артхаусом. "Оно снимается за 30 млн рублей, это не зрелище, и его смотрят в библиотеках, маленьких залах и на фестивалях", - добавила Н.Мокрицкая.
При этом, по ее словам, даже большой бюджет не гарантирует появления хорошего детского кино, поскольку детское кино - это "вещи духовные".
В свою очередь представитель кинофонда "Детский киноМай" Ирина Мелетина отметила, что российские дети готовы смотреть и не "аттракционы". Она привела в пример новые фильмы "Тимур и его команда", "Буду помнить", "Про Петра и Павла", "Частное пионерское-1", "Частное пионерское-2", а также анимационную ленту "Тайна Сухаревой башни", пользующиеся, по ее словам, большим успехом у детской аудитории.
Как заметил директор российского фестиваля анимационного кино в Суздале и продюсер Александр Герасимов, анимация и детское кино близки друг к другу, однако с точки зрения кассового успеха у анимации дела обстоят лучше.
"Что отрадно, процент попадания в анимации больше, чем в игровом кино. Из десяти фильмов выстреливают пять, когда в игровом кино – из ста выстреливают пять. При этом у нашего игрового кино практически нет перспектив за рубежом – аниматоры стараются делать продукты универсальные, понятные любому зрителю", - отметил А.Герасимов.
Вместе с тем, по его словам, международный успех из полнометражных российских анимационных лент получили лишь две части "Белки и Стрелки" и обе части "Снежной королевы".
"Если мы берем "Трех богатырей" или "Смешариков", то это локальный успех", - отметил А.Герасимов.
По его словам, отечественное детское кино не универсально, что связано с менталитетом производителей, и ему трудно конкурировать с голливудскими "шоу".
"Должны быть сценарные конкурсы, специально направленные на сохранение детского кино", - считает он.
По словам продюсера и режиссера Алексея Ясуловича, на детское кино можно найти деньги, но нет профессионалов для его съемок. "Нет редакторов, нет режиссеров, и собрать группу тоже большая проблема", - считает А.Ясулович.
"Все начинается с воспитания духа, души, а это понятие плохо укладывается в рейтинги и классические представления о цифрах. С точки зрения бизнеса это очень нерентабельное и неприбыльное дело – делать детское кино", - отметил продюсер.
В свою очередь, режиссер Андрей Ким считает, что профессионалов достаточно. "Они есть, нет площадок, где эти профессионалы могли бы выразиться. Нужен питчинг, и не один в год, если вы хотите, чтобы люди приходили к вам. Есть режиссеры, которые готовы снимать детское кино, и они не являются неудачниками", - заявил А.Ким.
Он также выступил за усиление роли государства в прокатной судьбе ленты. "Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы тех, кому они дают денежные средства, показывали", - заявил режиссер.
А.Ким добавил, что это могло бы выражаться в субсидировании прокатных компаний, а также в дополнительной рекламе таких фильмов на государственных телеканалах.
По словам протоиерея Максима Колесникова, также участвовавшего в круглом столе, бизнес и воспитание детей – вещи совершенно противоположные.
"Если все измерять исключительно бизнесом, получается, что родители бы не рожали детей, потому что это огромная нагрузка материальная и временная. Воспитание детей – в том числе, через фильмы и передачи - такая же стратегическая задача для государства, как оборона. Какие ценности будут вложены в ребенка, таким вырастет и человек. Поэтому государство должно хорошо финансировать именно детские фильмы, следить, как расходуются средства и как показываются эти фильмы", - считает протоиерей.