9 июня. Interfax-Russia.ru - Конституционный суд РФ напоминает ряду субъектов федерации о необходимости исключения из своих нормативно-правовых актов понятия "суверенитет".
Как говорится в письме КС РФ в адрес высших органов госвласти и органов власти субъектов федерации, имеющимся в распоряжении "Интерфакса", еще в 2000-2001 годах КС принял ряд решений, которыми интерпретировал вытекающие из Конституции и относящиеся к основам конституционного строя неделимость суверенитета России и конституционную (а не договорную) форму федерации.
"Исходя из того, что суверенитет РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов федерации, КС пришел к выводу, что республики в составе РФ, как и другие субъекты, статуса суверенного государства не имеют и решить этот вопрос иначе в своих конституциях не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным", - говорится в письме.
В нем подчеркивается, что выявленный в период с 2000 года массив противоречащих Конституции РФ и решениям Конституционного суда нормативных правовых актов субъектов, прежде всего конституций (уставов), в основном был приведен в надлежащий вид.
"Вместе с тем приходится констатировать, что и по сей день в ряде субъектов Российской Федерации из текстов основных законов не исключены положения о суверенитете республик", - отмечается в письме.
В частности, как поясняется в обращении КС, согласно конституции Республики Саха (Якутия) суверенитет республики означает меру ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и республики Саха. Аналогичная формулировка содержится в конституции республики Татарстан.
Положения о народе (многонациональном народе) субъекта РФ как источнике власти сохраняются в текстах конституций республик Башкортостан, Коми, Саха, Тыва, Татарстан, Бурятия, Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках, также в уставах Краснодарского края, Ненецкого и Ямало- Ненецкого автономных округов.
Кроме того, как уточняют авторы письма, в текстах конституций республик Татарстан и Тыва имеются положения о гражданстве республики, тогда как в отношении гражданства субъекта РФ Конституционный суд в определении от 6 декабря 2001 пояснил, что Конституция РФ не предусматривает гражданство республик либо других субъектов.
"Только суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина", - говорится в письме.
Кроме того, в конституции республики Башкортостан имеются противоречащие правовым позициям Конституционного суда РФ ссылки на Декларацию о государственном суверенитете республики, а в конституции Карачаево- Черкесской республики закреплено, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов Карачаево- Черкессии и составляют основу их жизни и деятельности.
"Конституционный суд обращает внимание органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за законностью в субъектах, на необходимость в кратчайшие сроки приведения в соответствие с Конституцией РФ и решениями Конституционного суда основных региональных законов", - подчеркивается в письме.