Нынешнее прибрежное рыболовство не отвечает самой сути этого вида рыболовства

Нынешнее прибрежное рыболовство не отвечает самой сути этого вида рыболовства
© РИА Новости. Алексей Курбатов

28 июня. Interfax-Russia.ru - Принятие нового закона о рыболовстве важно для судостроительных и рыбодобывающих компаний, рассказала "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Федерального агентства по рыболовству Ксения Тимакова.

"Принятые Госдумой 24 июня поправки в закон о рыболовстве направлены на обеспечение стабильной работы отрасли и возможности долгосрочного планирования, а также на создание стимулов для развития прибрежного рыболовства и прибрежных территорий, рыбопереработки, обновления флота, на повышение эффективности освоения квот, снижение административных барьеров, - подчеркнула она.

К.Тимакова напомнила, что для выполнения первого блока задач сохранен "исторический принцип", учитывающий показатели работы рыбодобывающего предприятия за предыдущий период, и увеличен срок закрепления квот на вылов рыбы до 15 лет с нынешних 10 лет.

Для более полного освоения выделяемых квот законопроект предусматривает повышение порога использования квот, то есть для сохранения квот пользователям нужно вылавливать не менее чем на 70% от выделяемого объема, а не на 50%, как сейчас. При этом не менее 70% из них необходимо добывать на собственных судах. Эти нововведения нацелены как на увеличение объемов вылова, так на ликвидацию квотных рантье - организаций, не имеющих собственного флота, отметила К.Тимакова.

Законом предполагается введение единого промыслового пространства и заключение единого договора о закреплении долей квоты добычи, позволяющего осуществлять промышленное и прибрежное рыболовство. Рыбопромышленник сможет самостоятельно выбрать для себя условия промысла.

Для развития прибрежного рыболовства и береговой переработки планируется предоставлять экономический стимул в виде дополнительных объемов квот: вводится повышающий коэффициент 1,2. Имеющийся объем квот будет увеличиваться на 20%. При этом доставка улова прибрежного рыболовства должна осуществляться на территорию России в живом или охлажденном виде. Это одна из мер, направленных на увеличение объемов поставок на внутренний рынок, рассказала К.Тимакова.

Однако, по ее мнению, при рассмотрении законопроекта не были предусмотрены эти же условия для рыбной продукции. То есть, если прибрежный рыбодобытчик на судне производит не рыбу, а рыбное филе, он в любом случае получает дополнительную квоту, а вот обязательство по доставке рыбы на наш берег с него снимается. Таким образом, рыбак получает возможность отправлять рыбу на экспорт, напомнила эксперт.

"Изначально потребность в изменении концепции была связана с тем, что нынешнее прибрежное рыболовство не отвечает самой сути этого вида рыболовства. Не удивительно, что сами жители приморских регионов нередко спрашивают: почему мы не видим охлажденной рыбы? Чтобы исправить ситуацию и был разработан такой механизм", - подчеркнула К.Тимакова.

Напомним, что при рассмотрении законопроекта в Госдуме депутатами в документ было внесено уточнение. А именно: организации, осуществляющие прибрежное рыболовство, должны быть зарегистрированы в соответствующем прибрежном субъекте РФ.

В целях стимулирования привлечения инвестиций в обновление основных фондов 20% квот выделяются на инвестиционные цели: на закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биоресурсов. После принятия законопроекта будет утвержден пакет подзаконных актов, необходимых для реализации обновленного закона. Часть проектов таких документов уже разработана, а часть - дорабатывается.

"В подзаконных актах уже более подробно расписаны механизмы, заложенные в законопроекте. Это касается и порядка распределения квот на цели строительства судов и береговых фабрик. Получить дополнительные объемы на цели судостроения можно будет для разных проектов. Для потенциальных инвесторов будет проведена прозрачная заявочная компания. С пользователем, прошедшим отбор, будет заключаться предварительный договор о закреплении квот на отлагательных условиях, он же выступит как государственная гарантия для получения кредитов под строительство судна", - прокомментировала К.Тимакова.