28 июня. Interfax-Russia.ru - Одна олимпийская медаль на XXI Олимпийских зимних играх и X Паралимпийских зимних играх 2010 года в Ванкувере (Канада) обошлась России не менее чем в 388 млн рублей (или около $12 млн), паралимпийская - не более 10 млн рублей (примерно $300 тыс.), говорится в сообщении Счетной палаты РФ по итогам проверки эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования, направленных на подготовку и проведение игр.
Основные итоги проверки глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин доложил в понедельник на заседании президиума Совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.
Так, в результате проверки было установлено, что на подготовку и участие сборных команд России в зимних играх в Ванкувере из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников было израсходовано около 6,2 млрд рублей. В том числе на подготовку к олимпийским видам спорта было израсходовано 5,8 млрд рублей, к паралимпийским - 378 млн рублей. Исходя из этих цифр, Счетная палата РФ рассчитала примерную стоимость каждой медали, полученной РФ в Ванкувере.
СП РФ отмечает проблемы в системе спортивного управления. Так, говорится в сообщении, в стране в период подготовки к играм в Ванкувере не было единого субъекта, который бы целенаправленно занимался всем циклом "подготовки олимпийских побед" и отвечал за это. Реальное взаимодействие государственных органов, Олимпийского комитета и спортивных федераций началось практически накануне Олимпийских игр. Сам Оргкомитет был создан за десять месяцев до Олимпиады. В результате все необходимые решения принимались с опозданием. Так, концепция подготовки спортсменов России к XXI Олимпийским зимним играм была принята Росспортом со значительным опозданием и носила формальный характер.
В системе реализации Единого календарного плана спортивных мероприятий, в рамках которого осуществляется подготовка спортсменов, Счетная палата усмотрела неэффективность, а также коррупционную составляющую. По мнению контрольного органа, эта система требует кардинальных изменений. Так, в течение всего олимпийского цикла непосредственным финансированием работ по подготовке спортсменов занимались коммерческие организации, выполняющие функции расчетно-кассового центра и насчитывающие в штате несколько человек. Тем не менее ежегодно в распоряжение этих организаций поступало 2-3,5 млрд рублей.
Счетная палата установила также случаи закупок товаров и услуг у единственного поставщика. Так, в декабре 2009 года товар, закупленный по госконтракту у единственного поставщика на бесконкурсной основе, прошел по бухгалтерским документам как минимум у четырех коммерческих фирм-посредников, которые за свои услуги заработали 3 млн рублей.
Кроме того, по данным ведомства, по итогам проведения спортивных лотерей было недополучено 2,5 млрд рублей.
По результатам проверки Счетная палата пришла к выводу о необходимости разграничения финансирования мероприятий в области массового спорта и мероприятий, связанных с подготовкой спортсменов к участию в Олимпийских играх. Ведомство считает необходимым четко распределить полномочия, ответственность и финансы между министерством спорта, туризма и молодежной политики, Олимпийским комитетом России и спортивными федерациями. Возможно, будет целесообразным считать Олимпийский комитет России ответственным за олимпийские результаты и всю систему подготовки сборных, полагает СП.
Ведомство также отмечает необходимость программно-целевого подхода в финансировании мероприятий олимпийского цикла, создания системы внутреннего контроля и антикоррупционной профилактики в Минспорттуризме России и подведомственных ему государственных учреждениях, отвечающих за развитие российского спорта. По мнению СП РФ, субсидирование целесообразно было бы осуществлять на основании трехсторонних соглашений между олимпийским комитетом, Минспорттуризма и спортивной федерации. При этом в федерациях необходимо наладить качественный финансовый менеджмент и аудит целевых расходов.
Счетная палата РФ также предлагает рассмотреть вопрос о создании при Олимпийском комитете России автономной некоммерческой организации с функциями дирекции целевых программ по подготовке российских сборных к Олимпийским играм.
Итоги проверки будут доложены президенту РФ. Кроме того, Счетная палата по результатам контрольного мероприятия направила обращения в Следственный комитет при прокуратуре РФ, в МВД России, информационные письма в правительство РФ, Федеральную налоговую службу, Росстрахнадзор, Федеральное агентство по управлению госимуществом, Общероссийский союз физкультурно-спортивных объединений "Олимпийский комитет России" и мэру Москвы Юрию Лужкову. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и правительство РФ.