Ошибки пилотирования стали причиной катастрофы вертолета "Газпромавиа" в январе 2009 г.

11 июня. Interfax-Russia.ru - Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила расследование причин катастрофы вертолета Ми-171 компании "Газпромавиа", произошедшей 9 января этого года на Алтае, говорится в отчете МАК.

Пилотирование вертолета осуществлял находившийся на рабочем месте второго пилота пассажир (командир другого вертолета Ми-8 - ИФ). Как отмечает МАК, его действия и привели к катастрофе.

В частности, он допустил снижение при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой (500 м). Позже экипаж потерял контроль за высотой, впоследствии неправильно оценив положение вертолета относительно препятствий.

Вертолет Ми-171, на борту которого находились три члена экипажа и восемь пассажиров, выполнял рейс по маршруту Бийск - Чемал - Кош-Агач. Машина, принадлежавшая компании "Газпромавиа", вылетела 9 января в 9:00 МСК, в назначенное время - 10:00 - экипаж не вышел на связь. Вертолет был обнаружен 11 января в разрушенном состоянии близ горы Черная.

В результате катастрофы погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Четверо, включая вице- губернатора Республики Алтай Анатолия Банных, получили травмы. Выжил также второй пилот вертолета Максим Колбин.

Сразу после катастрофы появилась информация о том, что пассажиры вертолета охотились на диких животных. В результате было уничтожено три особи алтайского горного барана (аргали), занесенного в Красную книгу РФ.

В отчете МАК подтверждается информация о том, что пассажиры вертолета Ми-171 совершали полет по отстрелу диких животных без получения соответствующего разрешения. Командир воздушного судна самовольно менял маршрут, исходя из характера задания.

С самого начала полет выполнялся не в полном составе экипажа - без второго пилота, его рабочее место занимал пассажир, который впоследствии и был допущен к управлению вертолетом. Пассажир (командир воздушного судна Ми-8) не имел опыта работы на Ми-171, также не обладал знаниями и навыками по ручному использованию аварийного маяка и аварийной радиостанции в случае вынужденной посадки.

МАК отмечает, что в процессе полета экипаж неоднократно дезинформировал органы воздушного движения, сообщая неправильные сведения о своем местонахождении и характере выполняемых работ. Также не соблюдалась технология работы членов экипажа, не учитывались безопасные высоты.

Проверка, проведенная в томском филиале "Газпромавиа", выявила несоблюдение требований безопасности при выполнении полетов. В частности, руководство филиала не запрашивало полный комплект документов, необходимый для выполнения полетов, ряд документов экипажем "Газпромавиа" не были заполнены в соответствии с требованиями.