Interfax-Russia.ru - Для превращения Трансарктического коридора в одну из основных транспортных магистралей России надо сопрячь арктические морские порты с инфраструктурой железнодорожных и автомобильных перевозок, а также внутренними водными путями, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев.

"В целях эффективного использования потенциала Трансарктического коридора и превращения его в одну из главных транспортных артерий страны важно обеспечить на всём его протяжении развитие портовой инфраструктуры. В первую очередь необходима модернизация и развитие ключевых морских портов арктической зоны России", - сказал Патрушев в Архангельске на совещании по вопросу развития портовой инфраструктуры в интересах обеспечения функционирования Трансарктического транспортного коридора. Совещание прошло по поручению президента России Владимира Путина.
В настоящее время уже реализуются инвестиционные проекты по развитию морских портов Мурманск, Архангельск, Сабетта, запланированы мероприятия по реконструкции причалов порта Дудинка, ведется строительство портовых мощностей в порту Диксон, отметил помощник главы государства.
"Учитывая, что только треть арктических портов имеет железнодорожное сообщение, и в связи с прогнозируемым увеличением объемов перевозки грузов требуется развитие подводящей транспортной инфраструктуры. Следует обеспечить сопряжение морских портов с железнодорожным, автомобильным видами транспорта, внутренними водными путями страны", - подчеркнул Патрушев.
Кроме того, планируемый рост грузопотока будет обеспечиваться с использованием крупнотоннажных судов, добавил он.
"В связи с этим объективно возрастает потребность в обеспечении необходимых глубин и проведении дноуглубительных работ. Учитывая уход с российского рынка крупнейших европейских дноуглубительных компаний и значительный рост стоимости на этом фоне дноуглубительных работ, проводимых силами китайских компаний, необходимо строить собственный дноуглубительный флот, способный работать, в том числе в арктических широтах", - сказал Патрушев.
Он также заявил о необходимости завершить создание аварийно-спасательных центров, реагирующих на весь спектр угроз природного и техногенного характера, в местах выполнения важнейших экономических и инфраструктурных проектов в Заполярье. Для развития Трансарктического транспортного коридора важно обеспечить безопасность судоходства и развитие аварийно-спасательной инфраструктуры, сказал Патрушев.
"С учетом сурового климата Заполярья и наличия ледового покрова вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций объективно высока. Поэтому надо быть готовыми к ликвидации возможных аварийных ситуаций, требующих задействования оборудованных для этого ледоколов, специальной техники и привлечения специалистов, прошедших подготовку к работе в условиях высоких широт", - подчеркнул Патрушев.
"При этом аварийно-спасательные подразделения должны быть оснащены необходимыми силами и средствами. Требуется завершить создание в местах реализации важнейших экономических и инфраструктурных проектов аварийно-спасательных центров, способных реагировать на весь спектр угроз природного и техногенного характера", - сказал помощник главы государства.
Патрушев также заявил, что порты Трансарктического транспортного коридора надо осовременить, чтобы они стали "точками роста" для приморских регионов.
"Порты Трансарктического коридора должны стать "точками роста" для приморских регионов. Их необходимо трансформировать в современные, мультимодальные транспортно-логистические хабы, развитие которых должно быть тесно увязано с комплексным развитием прилегающих территорий и шельфовой зоны", - сказал он.
Патрушев отметил, что Трансарктический транспортный коридор для России - "это не только прямой выход на мировые рынки, но и возможность обеспечить связанность приморских регионов и страны в целом, дать импульс социально-экономическому развитию и решению задач, поставленных президентом РФ".
Патрушев также считает необходимым создавать и внедрять технику, обеспечивающую высокую точность навигации морских судов в Арктике в условиях умышленно созданных помех.
"В целях повышения безопасности мореплавания высокую актуальность имеет решение задач по обеспечению связи и навигации в высоких широтах. Необходимы разработка и внедрение технологических решений по использованию специальных автономных средств позиционирования судов, обеспечивающих необходимую точность и являющихся более устойчивыми к помеховым воздействиям, в том числе преднамеренным. Не менее важно обеспечить мониторинг ледовой обстановки и условий судоходства в арктических широтах", - подчеркнул он.
В ходе совещания Патрушев также заявил, что на фоне попыток Запада сдержать Россию на море, в том числе за счет наращивания сил НАТО в Арктике, Трансарктический транспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока приобретает особое значение для России с точки зрения выхода в Мировой океан.
Патрушев также отметил, что увеличение присутствия сил НАТО в Арктике повышает значимость для России Трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока.
"Усилия коллективного Запада направлены на сдерживание России в сфере морской деятельности, в том числе за счёт увеличения присутствия сил НАТО в Арктике и других важных районах обеспечения национальных интересов России в Мировом океане", - сказал Патрушев в Архангельске на совещании по вопросу развития портовой инфраструктуры в интересах обеспечения функционирования Трансарктического транспортного коридора.
По его словам, "в этих условиях особое значение приобретает укрепление транспортного каркаса страны и обеспечение свободного выхода в Мировой океан, в том числе за счёт комплексного развития транспортно-логистических маршрутов".
"Одним из ключевых таких маршрутов должен стать Трансарктический транспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока, обеспечивающий гарантированный доступ к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки, с которыми активно развиваются торговые связи", - сообщил Патрушев.