Принят закон об учреждении государственной компании "Автодор"

26 июня. Interfax-Russia.ru – Госдума на заседании в пятницу приняла закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Законопроект был внесен в Госдуму депутатами Олегом Морозовым, Юрием Волковым, Мартином Шаккумом, Валерием Пановым, Ризвангаджи Исаевым, Юрием Свердловым в декабре 2008 года. Однако в январе 2009 года было принято решение снять законопроект с ближайшего рассмотрения и перенести на неопределенный срок в связи с необходимостью его существенной доработки. В марте законопроект был перевнесен в Госдуму в новой редакции.

Документ предусматривает создание новой госкомпании - "Российские автомобильные дороги" - в форме специального вида некоммерческой организации, в доверительное управление которой будут переданы автомобильные дороги федерального значения. По замыслу авторов закона, "Автодор" должен заниматься поддержанием в надлежащем состоянии и развитием сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры.

Предположительно госкомпании будет передано 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 6,1 тыс. км - для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2 тыс. км - для приведения федеральных дорог, работающих в режиме перегрузки, в нормативное состояние и поэтапного их перевода в режим платной эксплуатации. Автомобильные дороги госкомпании должны находиться в собственности РФ и не могут быть отчуждены в собственность третьих лиц.

Размер уставного капитала госкомпании будет определен правительством РФ. Учредителем государственной компании выступает РФ, права и обязанности учредителя осуществляет правительство РФ.

Госкомпания будет выступать государственным заказчиком при проведении дорожных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, осуществлять полномочия концедента при передаче дорог госкомпании в концессию, взимать плату за пользование автодорогами. Компании также передаются функции по размещению объектов придорожной инфраструктуры, их реконструкции и ремонту.

При этом существующее Федеральное дорожное агентство после создания госкомпании продолжит выполнять функции, связанные с управлением автомобильными дорогами федерального значения, не переданными в доверительное управление "Автодора", а также будет осуществлять ряд полномочий в отношении создаваемой госкомпании.

При подготовке закона ко второму чтению в него был внесен ряд поправок. В частности, расширены цели создания госкорпорации за счет таких целей, как оказание госуслуг и развитие объектов дорожного сервиса. Кроме того, "Автодору" предоставляется возможность давать письменное согласие на строительство и реконструкцию дорог, находящихся в его управлении, а также на установку на них рекламных конструкций.

Уточнен порядок предоставления госкомпании в аренду земельных участков, в том числе порядок определения размера участков и арендной платы за них. При этом арендная плата не должна превышать 1% от кадастровой стоимости участка.