22 июля. Interfax-Russia.ru - Ситуация в отношении сроков возобновления транзита российских нефтепродуктов в направлении Латвии через Белоруссию прояснится в конце этой недели или в начале следующей, сообщил агентству "Интерфакс-Запад" Алексей Кочетков, заместитель генерального директора компании "Запад-Транснефтепродукт", эксплуатирующей на территории Белоруссии нефтепродуктопровод Унеча- Вентспилс.
По его мнению, приостановка по требованию МЧС Белоруссии транзита нефтепродуктов из РФ не имеет политических мотивов. "Политики в остановке транзита никакой нет. Претензии Проматомнадзора МЧС Белоруссии являются обоснованными. В настоящее время мы работаем над устранением дефектов (на нефтепроводе - ИФ)", - сказал он.
Как сообщалось, МЧС Белоруссии 21 июля приняло решение временно запретить эксплуатацию белорусского участка нефтепродуктопровода Унеча- Вентспилс из-за его неудовлетворительного технического состояния - диагностика трубопровода выявила 1 тыс. 82 дефекта, большинство из которых не устранены.
Вместе с тем, А.Кочетков отметил, что текущее техническое состояние нефтепродуктопровода позволяло продолжать прокачку нефтепродуктов. "В настоящее время руководство компании ведет переговоры с Проматомнадзором о запуске участка. Пока решения нет", - отметил он.
При этом замгендиректора полагает, что "Запад-Транснефтепродукт" и получатели транзитируемых через Белоруссию российских нефтепродуктов не понесут значительных финансовых издержек вследствие остановки прокачки. "В июле участок Унеча-Вентспилс был загружен, максимум, на 50%. Можно сказать, что Проматомнадзор приостановил транзит в период простоя, поскольку сейчас в России нет ресурсов на прокачку", - пояснил он.
С другой стороны, А.Кочетков подчеркнул экономическую заинтересованность Белоруссии в скорейшем возобновлении транзита нефтепродуктов, поскольку при остановленном трубопроводе бюджет республики недополучит часть платы за транзит и налоговых отчислений.
По его словам, устранение дефектов на нефтепродуктопроводе осложняется "специфичностью работ, для выполнения которых очень сложно найти свободного подрядчика". Поэтому "работы выполняются своими силами, ограниченным количеством ремонтных бригад", добавил А.Кочетков.
Магистральные нефтепродуктопроводы, расположенные на территории Белоруссии, являются технологической частью системы магистральных нефтепродуктопроводов Самара-Унеча-Вентспилс (белорусский участок - около 500 км) и Самара-Унеча-Мозырь-Ровно-Брест-Ужгород (белорусский участок - около 150 км).
Порядок эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, проходящих по территории Белоруссии, регулируется белорусско-российским межправсоглашением, подписанным в июне 2004 года. Тогда же был подписан протокол, подтверждающий право собственности России на мощности нефтепродуктопроводов.
"Запад-Транснефтепродукт" входит в состав АК "Транснефтепродукт", монополиста по транспортировке нефтепродуктов трубопроводным транспортом в РФ, и является ее 100%-ной "дочкой".
За последние несколько лет на территории Белоруссии неоднократно происходили прорывы на обеих ветках нефтепродуктопровода, в том числе с попаданием дизтоплива в реку Западная Двина.