11 января Interfax-Russia.ru - Регионы РФ в 2011 году должны будут покрывать половину выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний (ППК), которые будут осуществлять локальные железнодорожные перевозки, заявил президент ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) Владимир Якунин на предновогоднем селекторном совещании.
"На заседании комиссии под руководством (первого вице-премьера РФ) Иванова Сергея Борисовича еще раз представитель Минфина заявил о том, что зарезервированы средства в значительном объеме для того, чтобы совместно с регионами на паритетных началах обеспечить компенсацию убыточности пригородных перевозок", - сказал глава РЖД (его слова приводит корпоративное телевидение компании).
В.Якунин подчеркнул, что общество и "руководители всех уровней", включая местные власти, должны понимать суть этих условий. "Ответственность за объем предоставляемых услуг по пригородным перевозкам, несут, в первую очередь, субъекты РФ. Задача регионов - изыскать средства на компенсацию, и аналогично этой сумме Минфин будет раскассировать деньги федерального бюджета. При этом РЖД и созданные ППК должны делать все зависящее для качественного обслуживания пассажиров", - отметил он.
Первоначально предполагалось, что с 1 января 2011 года региональные власти в РФ будут самостоятельно формировать заказ на пригородные железнодорожные перевозки, утверждая тарифы и полностью возмещая из своих бюджетов разницу между ними и экономически обоснованной стоимостью проезда (до этого выпадающие доходы компенсировались субсидиями из федерального бюджета). При этом свои предложения по экономически обоснованным тарифам будут представлять регионам не РЖД, а ППК. В зависимости от покрытия убытков будет формироваться цена проезда и объемы перевозок.
Опасаясь, что регионы не смогут выделять суммы, необходимые для полного возмещения выпадающих доходов ППК, РЖД обратились в Минфин с просьбой оказать финансовую поддержку субъектам федерации при оплате "пригорода". В итоге, как сообщалось, правительство РФ зарезервировало на эти цели 25 млрд рублей.
В декабре премьер-министр РФ Владимир Путин также призвал сдерживать тарифы на пригородные железнодорожные перевозки. "Нужно сдерживать эти тарифы, как бы сложно регионам и федеральному бюджету не было. Каждый регион РФ должен заключить соответствующее соглашение с РЖД и проплачивать выпадающие доходы. Федерация, со своей стороны, из бюджета готова предоставлять на это необходимые субсидии", - сказал он.
При условии 50%-ного софинансирования из федерального бюджета общая сумма выпадающих доходов ППК в 2011 году может достигать 50 млрд рублей (в 2010 году РЖД прогнозировали свои убытки от пригородных перевозок на уровне 40 млрд рублей).
По словам В.Якунина, сейчас свои запросы на получение в 2011 году дотаций из федерального бюджета в Минфин направили 72 региона РФ. При этом ППК пока заключили с ними только 14 договоров на обслуживание населения пригородным железнодорожным транспортом (в их числе - Смоленская, Брянская, Тульская, Орловская, Курская, Рязанская, Ульяновская, Оренбургская, Свердловская, Омская и Кемеровская область, а также Чечня, Алтайский край и Ханты-Мансийский автономный округ). В 2011 году должно начаться полное возмещение убытков от государственного регулирования тарифов, подчеркнул В.Якунин.
В то же время, говоря о проблеме безбилетного проезда пассажиров в пригородных поездах, глава РЖД призвал "бороться за искоренение этого позорного социального явления" (ранее президент компании заявлял, что их число достигает 50%). "Мы должны работать с субъектами федерации: они должны понимать, что если вместе с нами не прекратят безбилетный проезд, то "безбилетников" будут субсидировать (сами - ИФ). И это несправедливо по отношению к тем гражданам, которые, приобретая билет, рассчитывают получить качественное обслуживание в пригороде", - сказал В.Якунин.