4 сентября. Interfax-Russia.ru - Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что бизнес должен быть непременно включен в процесс согласования законопроектов о контрольно-надзорной деятельности, иначе проверок станет не меньше, а больше.
"Дух закона правильный, но есть определенные предложения, с которыми мы не согласны. Например, с тем, чтобы требования формировали сами контрольно-надзорные органы, то есть они будут предлагать набор требований, а мы считаем, что они должны быть под общественным контролем, и уже предложили создать специальный совет предпринимателей, который бы отрабатывал все эти требования со специалистами и с участниками рынка, отрасли. Нельзя отдавать это на откуп контрольно-надзорным организациям, потому что все (контрольно-надзорная нагрузка - ИФ) останется, как есть, если не увеличится", - сказал Титов в интервью "Интерфаксу" на ВЭФ-2019 в среду.
"Многие считают, что не функция бизнеса заниматься такими вопросами, но я считаю, что это не так. Просто надо правильно построить эту работу. Естественно, и РСПП, и "Деловая Россия", и "Опора" будут, эту работу надо построить правильно. Но без второй стороны, которая бы была противовесом, такие решения нельзя принимать", - подчеркнул бизнес-омбудсмен.
Также, по словам Титова, в законопроекте о госконтроле и надзоре присутствует расплывчатая формулировка. "Законом "охраняемые ценности" не очень точно определены - что охраняет этот закон, что охраняют контрольно-надзорные органы? Жизнь и здоровье граждан - понятно, какие-то имущественные права - понятно, но "и иные охраняемые законом ценности" - становится, может быть, настроением начальника, это может быть расширенно истолковано, что может привести к неограниченному количеству различных возможных проверок", - сказал бизнес-омбудсмен.
Кроме этого, он выступает против того, чтобы по результатам мероприятий, которые официально не являются проверками, возбуждались административные дела. Он пояснил, что сегодня проверки, и плановые и внеплановые, подлежат контролю прокуратуры, а есть ещё большое количество по факту проверок, которые проверками не называют - это административное расследование, мониторинг. "Их де-факто больше уже стало, чем легитимных проверок, и они также могут наказывать, они возбуждают административное дело, накладывают штраф и даже могут приостанавливать деятельность предприятия, но при этом не подлежат никакому контролю со стороны прокуратуры", - сказал он.
"В новом законе это не учтено, и административные дела могут возбуждаться только в результате легитимных официальных проверок",- отметил Титов.
"Мы очень серьезно поддерживаем этот закон и вообще идею "регуляторной гильотины", которая просто необходима в нашей стране. Другой вопрос, что не со всеми положениями этого законопроекта мы согласны - это уже дискуссия, это обсуждение конкретных деталей и статей этого закона", - сказал он.
Бизнес-омбудсмен отметил, что дискуссия о необходимости изменений в законодательство о контроле и надзоре была им начата ещё при предыдущем правительстве, когда было предложено ввести гайдлайны, как в западных странах, которые очень жёстко определяют нормативные требования, даже не по виду контроля, а по виду деятельности. "Например, для баров, для ресторанов, для металлорежущих предприятий, - но по всем видам контроля: и пожарные там, и Роспотребнадзор, и охрана труда и так далее. Если ты хочешь открыть ресторан - вот, пожалуйста, тебе все требования и все инспектирующие организации, которые могут к тебе прийти", - рассказал он.
20 августа сообщалось, что Титов раскритиковал подготовленные Минэкономразвития проекты федеральных законов "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" и "Об обязательных требованиях в РФ".
"Законопроект (о государственном и муниципальном контроле - ИФ) отличается чрезвычайной неопределенностью: решение многих важных вопросов оставляется на усмотрение административных органов", - отмечается в отзыве Титова, направленном вице-премьеру РФ Константину Чуйченко, выдержки из которого представили "Интерфаксу" в пресс-службе бизнес-омбудсмена.
14 августа этого года Чуйченко заявил, что правительство РФ намерено запустить осенью 2019 года переходный период в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД), так называемой "регуляторной гильотины". Какие-то отдельные мероприятия по плану будут запущены уже в сентябре и октябре
Работа по отказу от устаревших нормативных актов началась в начале 2019 года, после того, как президент РФ Владимир Путин в феврале 2019 года в послании Федеральному собранию предложил прекратить действие устаревших актов в сфере контроля и надзора, сохранив лишь те документы, которые отвечают современным требованиям. Такой подход получил название "регуляторной гильотины".
Провести реформу надо к 1 января 2021 года. Предполагается, что все действовавшие ранее обязательные требования, которые не будут одобрены или изменены, автоматически утратят силу.