12 августа. Interfax-Russia.ru - Российское военное руководство извлекло серьезный урок из трагедии с подводной лодкой "Курск" и приняло меры по предотвращению подобных ситуаций в будущем, закупив за границей спасательную технику, считает бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов.
"После событий десятилетней давности Вооруженными силами и ВМФ сделаны серьезные выводы по повышению возможностей спасения людей на море в целом и, в частности, в подводной среде", - сказал В.Попов.
По его словам, ВМФ выделены серьезные средства на закупку иностранного спасательного оборудования, "потому что мы пока такого производить не можем". Существенные средства выделены и российскому ОПК на разработку отечественных средств спасения. "В ВМФ появилось то, чего 10 лет назад у нас не было", - сказал бывший командующий.
"Ситуация с точки зрения возможностей спасения сейчас значительно лучше, чем 10 лет назад. Этому направлению уделяется должное внимание", - отметил он.
В то же время В.Попов отказался комментировать высказываемые экспертами версии трагедии.
"Очевидно, что причиной детонации торпеды в первом отсеке могли послужить две причины - внутренняя и внешняя. Многие говорят о том, что "Курск" мог столкнуться с другой подлодкой или даже подвергнуться торпедной атаке", - говорит, в свою очередь, председатель петербургского клуба подводников капитан 1 ранга Игорь Курдин.
В то же время, по его словам, версия столкновения "Курска" с внешним предметом не подтверждается. "Нет ни одного доказательства торпедной атаки на крейсер. А те, кто говорят о столкновении с американской подлодкой, перекладывают с больной головы на здоровую", - сказал подводник.
"Нам очень удобно иметь "американскую" версию", - заметил И.Курдин.
Между тем председатель клуба подводников не исключил, что взрыв торпеды мог быть спровоцирован ошибочными действиями самого экипажа.
Кроме того, руководитель по специальной тематике ОАО ЦКБ МТ "Рубин" академик Игорь Спасский, который во время операции по подъему подлодки возглавлял конструкторское бюро и входил в группу по руководству подъемным работами, считает, что причина взрыва торпеды на "Курске" кроется в разгерметизации корпуса торпеды.
"Видимо, торпеда потеряла герметичность и перекись водорода стала постепенно вытекать из нее, пока не случился взрыв", - сказал И.Спасский.
12 августа 2010 года исполняется 10 лет со дня гибели в Баренцевом море атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) "Курск". В этот день в ВМФ пройдут памятные мероприятия - на всех боевых кораблях, в воинских частях Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии, военно-морских учебных заведениях почтят память погибших подводников.
Подводная лодка проекта 949 "А" ("Антей") была принята на Северный флот РФ 30 декабря 1994 года, а еще весной 1993 года в Северодвинск на завод-изготовитель "Севмашпредприятие" пришла директива главнокомандующего ВМФ России "О присвоении АПРК "К-141" почетного наименования "Курск" в честь подвига советского народа на Курской дуге".
В апреле 1999 года впервые после многолетнего перерыва североморцы вышли в Средиземное море. За этот поход каждый второй член экипажа был представлен к государственной награде.
В августе 2000 года экипаж "Курска" вышел в море для участия в сбор-походе кораблей Северного флота. Он должен был стать последней практической тренировкой флота перед походом в Средиземное море.
Как следует из хронологии трагических событий, произошедших 12 августа в Баренцевом море, в 8:51 МСК командир подлодки Геннадий Лячин доложил на командный пункт о выполнении условного ракетного удара по кораблям "противника". Следующая торпедная атака, которая должна была состояться в период с 11:30 до 14:30, обнаружена не была. Командир АПЛ на связь больше не вышел.
Около полуночи в субботу командующий Северным флотом Вячеслав Попов объявил "Курск" аварийным и отдал приказ начать поиск и спасение атомохода. Всего в операции по спасению было задействовано 20 кораблей и судов флота.
Hа борту атомохода находились 118 человек: 111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия "Дагдизель".
"Курск" был обнаружен в воскресенье, 13 августа, в 04:36 на глубине 108 метров в 80-ти милях от главной базы Северного флота - Североморска.
19 августа началась международная спасательная операция, в которой принимали участие российские, норвежские, британские и один южноафриканский водолазы.
Вечером 20 августа, после того, как водолазы установили, что носовая часть корабля, в которой находилось более половины членов экипажа, сильно повреждена, а девятый отсек затоплен, в Мурманске было сделано официальное заявление о гибели подводников.
Операция по подъему тел членов экипажа началась 21 октября 2000 года. За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. Позже, после того, как силами голландско-норвежского консорциума Mammoet-Smit атомоход был поднят и доставлен в плавдок завода в Росляково, из его корпуса следователи военной прокуратуры извлекли тела еще 103 подводников.
Двое матросов - Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист "Дагдизеля" Мамед Гаджиев остались навсегда в море.
Указом президента РФ от 26 августа 2000 года капитану 1 ранга Г.Лячину присвоено звание Героя Российской Федерации, Орденом Мужества награждены все члены экипажа (посмертно).