7 октября. Interfax-Russia.ru - Переговоры о дополнительном выделении Индией средств на ремонт и модернизацию тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" вышли на финишную прямую, заявил генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин.
"Финансирование контракта (по авианосцу "Адмирал Горшков" - ИФ-АВН) это, конечно, сейчас основная тема переговоров. Здесь есть прогресс, значительный прогресс, У нас есть все шансы, для того чтобы уже в ближайшее время благополучно завершить эти переговоры с взаимоприемлемым результатом", - сказал А.Исайкин "Интерфаксу-АВН".
Он отметил, что с индийской стороной идет прямой конструктивный разговор. "Сейчас наша делегация находится в Дели и это как раз один из заключительных этапов переговоров, которые позволят нам остановиться на какой-то взаимоприемлемой договоренности", - сказал А.Исайкин.
По его словам, за прошедшее время специалистами "Рособоронэкспорта" и российскими судостроителями совместно с индийской комиссией, которая находится на Севмаше, была проделана большая работа по оценке дополнительных работ, их объему и срокам.
"Длительное обсуждение связано прежде всего с тем, что выверялся каждый пункт по перечню дополнительных работ и затем уже шла оценка каждого пункта этого перечня. Поэтому здесь нет каких-то слепых цифр. Сейчас мы пришли к завершающему этапу переговоров", - сказал А.Исайкин.
Он отметил, что с индийской стороны в переговорах на всех этапах принимали участие очень грамотные корабелы и военные моряки, которые прекрасно разбираются во всех технологических тонкостях. "Конечно, они представляли в вышестоящие инстанции детально проработанный, доказанный российской стороной и принятый индийской стороной предметный перечень работ, о котором я говорил", - сказал А.Исайкин.
Отвечая на вопрос, есть ли какие либо проблемы с поставкой палубных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, А.Исайкин заметил, что со стороны производителя этих самолетов - Российской самолетостроительной корпорации "МИГ" готовность к осуществлению контракта полная. "Мы ждем решения индийской стороны", - сказал он.
Как сообщалось, подписанный в 2004 году контракт первоначально оценивался в $1,5 млрд. Причем примерно половина этих средств предназначалась для ремонта и модернизации корабля, а вторая половина - на закупку авиагруппы - 16 палубных истребителей (12 МиГ-29К и четырех двухместных МиГ-29КУБ). Однако когда была проведена детальная инвентаризация всех систем и агрегатов корабля, стало ясно, что определенных контрактом средств явно недостаточно, чтобы выполнить весь объем работ по ремонту и модернизации авианосца. Многие агрегаты и системы, включая силовую установку, котлы с генераторами, требовали не просто ремонта, а замены.
В конце 2007 года Россия уведомила Индию о том, что для выполнения всего комплекса работ потребуется значительное дополнительное финансирование, и официально признала, что при заключении контракта были допущены серьезные просчеты. Началась серия трудных переговоров, которые продолжаются до сегодняшнего дня.
При этом российские судостроители, несмотря на финансовые проблемы, не прекращали работы на авианосце, понимая, что рано или поздно вопрос о дополнительном финансировании будет урегулирован.
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" (до 4 октября 1990 года "Баку") был построен на верфи в Николаеве. 30 декабря 1987 года его включили в состав Северного флота. 3 февраля 1992 года корабль был поставлен на ремонт в Мурманск, после чего в море не выходил. В январе 2004 года корабль продали Индии, а 5 марта 2004 года крейсер был выведен из боевого состава ВМФ России и специалисты Севмашпредприятия приступили к его ремонту и модернизации.
После модернизации "Адмирал Горшков" войдет в состав ВМС Индии под именем "Vikramaditya", что в переводе с санскрита означает "Сильный как солнце".