Законопроект о защите детей от вредной информации прошел в Думе второе чтение

11 июня. Interfax-Russia.ru - Госдума РФ на заседании в пятницу приняла во втором чтении законопроект, направленный на защиту детей от вредной и опасной для них информации.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, он вводит механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио-и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.

К информации, запрещенной для оборота среди детей, законопроект относит сведения, содержащие нецензурную брань, побуждающие детей к употреблению наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной продукции, занятию азартными играми, проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, либо к иным противоправным действиям.

Кроме того, к такой информации законопроект относит сведения, провоцирующие детей на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье (членовредительство, аборты, самоубийство и тому подобное), обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и жестокости, а также содержащие инструкции по осуществлению противоправных насильственных действий, жестокому обращению с людьми или животными.

Запрещенной для оборота среди детей документ также называет информацию, призывающую к совершению преступлений либо обосновывающую или оправдывающую их допустимость, информацию порнографического характера.

"Оборот такой информации не допускается среди несовершеннолетних лиц, а также среди неопределенного круга лиц в доступное для детей время и в доступных для посещения детьми общественных местах без применения административных, технических, программных средств или иных способов ограничения доступа к ней детей", - отмечается в пояснительной записке.

Законопроект предполагает также введение возрастной классификации и предупредительной маркировки информационной продукции, установление ограничений во времени ее теле-и радиотрансляции, иные меры охраны и защиты детей от вредной для них информации.

Так, выделяются пять возрастных категорий информационной продукции -"до шести лет", "старше шести лет", "старше 12-ти лет", "старше 16-ти лет", "старше 18-ти лет", определяются требования к содержанию информационной продукции, относимой к каждой из этих категорий.

Законопроект вводит ограничение оборота среди несовершеннолетних определенных возрастных групп информации, содержащей изображение или описание насилия, жестокости, преступлений и антиобщественных действий; способной вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающей им ужас.

"Распространение такой информационной продукции допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характера и тому подобное)", - отмечается в записке.

По мнению разработчиков, "информация, распространяемая с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению".

Представляя законопроект во втором чтении, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина сообщила, что к нему было предложено 133 поправки, 108 из которых комитет рекомендовал к принятию.

В результате депутаты поддержали предложение комитета. В частности, приняты поправки, согласно которым данный законопроект не распространяется на отношения в сфере оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую и иную информацию, не причиняющую вреда здоровью и развитию детей.

Кроме того, из-под действия законопроекта ко второму чтению выведены отношения в сфере оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, а также в сфере рекламы.

В случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 сентября 2011 года.