Зерновики просят не вводить ограничения по продлению срока службы зерновозов в РФ

20 мая. Interfax-Russia.ru – Компании, работающие в зерновой отрасли, намерены обратиться в правительство РФ и профильные министерства с просьбой не вводить ограничений на продление срока службы вагонов-зерновозов.

Соответствующее решение было принято 20 мая на экспертном заседании членов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), представителей министерства сельского хозяйства РФ и представителей бизнеса.

"Учитывая особенности развития нашей отрасли и эксплуатации специализированного парка, мы просим сохранить прежний порядок эксплуатации вагонов-зерновозов", - заявил первый заместитель генерального директора ЗАО "Русагротранс" (РАТ, актив железнодорожной группы "Рустранском") Олег Рогачев. "Зерновозы, срок службы которых истек, но был проведен капитальный ремонт, соответствуют всем требованиям и нормам безопасной эксплуатации", - заявил О.Рогачев.

Как сообщалось ранее, правительство РФ намерено изменить порядок продления сроков службы вагонов, разрешив делать это только на 1 год (для повышения безопасности перевозок). В результате этой инициативы часть зерновозов будет запрещена к эксплуатации, отметил представитель РАТ. По его словам, такое решение может привести к нехватке вагонов и спровоцировать проблемы в перевозках зерна. Быстро восполнить выбывший парк будет невозможно, поскольку отечественные производители зерновозов могут ежегодно производить не более 1 тыс. вагонов, добавил О.Рогачев.

"Фактически весь заказ будет перенаправлен на конкурентные рынки - в частности, украинские, по качеству литья которых и есть основные нарекания у надзорных органов. Все факты, связанные с изломом балок, произошли на литье украинских машиностроителей", - подчеркнул он.

В свою очередь заместитель министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков также выступил против сокращения срока продления службы зерновозов. Он пояснил, что министерство беспокоит сложившаяся ситуация, поскольку "сейчас в одночасье можно получить гораздо больший ворох проблем". "Касательно безопасности перевозки зерна, нужно детальное обсуждение. Здесь позиция не должна лишить нас возможности осуществлять экспорт зерна", - заявил замминистра сельского хозяйства РФ. Он также отметил, что министерство намерено стимулировать маршрутные перевозки в условиях нового тарифа по железнодорожным перевозкам зерна.

Между тем, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявил, что не знает случаев, когда из-за эксплуатации старых зерновых вагонов страдала бы безопасность самих перевозок. "По нашим зерновым вагонам мы категорически против усугубления и так достаточно сложной ситуации. Кроме того, по нашему вагонному парку я не знаю примеров, когда как-то страдала бы безопасность. Мы держим вагоны в нормальном состоянии, эксплуатируем их в нормальном режиме", - сказал он.

В беседе с корреспондентом "Интерфакса" А.Злочевский добавил, что покупка зерновыми компаниями вагонов в кредит также не поможет решить проблему, поскольку российские производители не смогут в короткий срок справиться с объемом работ. Передачу заказа иностранным компаниям он также считает нецелесообразной из-за качества изготавливаемых ими вагонов. "Мы предлагаем исключить зерновозы из этих требований. Мы понимаем, что в других видах подвижного состава, наверное, есть какие-то проблемы, связанные с возрастом парка. Но у нас на хопперах никогда не было аварий, нарушений безопасности", - заявил президент Российского зернового союза.

По оценке экспертов, отмена прежнего порядка эксплуатации может привести к ликвидации 40% вагонов-зерновозов. В то же время, по данным РАТ, в сезоне 2013-2014 гг. валовый сбор зерна в РФ ожидается более чем на четверть выше, чем в предыдущем сезоне (на уровне 95,2 млн тонн). Сейчас по железной дороге около 75% зерна идут в порты Новороссийска и Туапсе. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, производство грузовых вагонов в стране в I квартале снизилось на 21,3%. В марте было произведено 4,5 тыс. вагонов, что на 23,9% меньше, чем в марте 2012 г.

Как сообщалось ранее, дискуссия о запрете продления срока службы грузовых вагонов (его разрешили в 90-е гг. как временную меру из-за дефицита вагонов) велась весь 2012 г. С инициативой выступило министерство транспорта РФ (обсуждалось ограничение продления одним сроком или выдачей лимитированного числа "номеров"), позднее ее поддержал и Минпромторг (выступал за увеличение срока службы вагонов максимум на 5 лет "в исключительных случаях"). На ограничениях настаивали и вагоностроители, у которых из-за профицита парка на рынке упали объемы производства.

Одним из аргументов стали участившиеся из-за изломов литья крушения грузовых поездов. Глава ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) Владимир Якунин, правда, первоначально говорил, что в запрете нет необходимости (поскольку при сходах ломаются относительно новые вагоны, с боковыми рамами 2001-2008 гг. производства), но позднее монополия также поддержала изменение правил продления.

Против запрета выступали крупнейшие в стране ж/д операторы - ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК, в ее парке - более 190 тыс. вагонов, актив группы UCL Владимира Лисина) и ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, владеет более 160 тыс. вагонов, "дочка" РЖД). Средний возраст их парка - около 20 лет. По данным же Минпромторга, всего в РФ 230 тыс. вагонов с продленным сроком службы, то есть уже около 20% парка. По подсчетам ПГК, запрет на продление может сократить парк вагонов в стране примерно на 98 тыс. в течение 2014 г. Самой ПГК нужно продлевать срок службы еще порядка 20-25% вагонов. Впрочем, позиция Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных операторов на рынке), куда входят ПГК и ВГК, совпадает с принятым решением.

На совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича был утвержден план мероприятий по совершенствованию безопасности производства и эксплуатации подвижного состава. Один из пунктов содержит требование к Федеральному агентству железнодорожного транспорта РФ "О согласовании технических решений по продлению сроков службы грузовых вагонов не более чем на один год". До появления этого указания срок службы вагонов можно было продлять на время от 5 до 12 лет.

Идея вызвала критику у ряда ж/д компаний. В частности, глава Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (объединяет небольших собственников подвижного состава) Ольга Лукьянова предупреждала, что запрет на продление срока службы грузовых вагонов более чем на 1 год негативно отразится на рынке ж/д перевозок грузов в некоторых видах специализированного подвижного состава. "Под такой запрет подпадают специализированные вагоны, производство которых минимально или отсутствует вообще (например, изотермического подвижного состава или транспортеров). Эти вагоны перестали производить после распада СССР. Уйдет изотермический подвижной состав, уйдет (с железной дороги - ИФ) и большая часть перевозок "скоропорта", - говорила она.

Между тем, представители министерства промышленности и торговли РФ уже заявляли, что продление срока службы грузовых вагонов на 1 год будет не обязательно для всех их типов: сроки продления службы вагонов могут несколько различаться в зависимости от типа подвижного состава, а также выполненных сертификационных процедур.