Объем рынка EdTech-образования в России за год вырос более чем на 20%

Москва. 3 марта. ИНТЕРФАКС - Объем российского рынка EdTech-образования в сегменте взрослой аудитории по итогам прошлого года увеличился более чем на 20%, до 45-50 млрд рублей в денежном выражении, следует из результатов исследования, проведенного "Интерфаксом".

Исследование базируется на анализе показателей национального рынка и стран-лидеров мировой индустрии EdTech, данных информационно-интеллектуальной системы СКАН-Интерфакс, а также экспертных опросах специалистов по дополнительному профессиональному образованию (ДПО) и EdTech из российских университетов и представителей российских EdTech-компаний.

"В структуре мировой EdTech-индустрии Россия занимает около 1%, но темпы роста национального рынка очень высоки - 20-25% в год. В 2018 году емкость этого рынка составила примерно $600-650 млн, что равняется примерно 35-40 млрд рублей. В 2019 году емкость российского рынка EdTech можно оценить в 45-50 млрд рублей", - говорится в исследовании.

Отмечается, что к 2020 году данный показатель может достичь уже 55-60 млрд рублей.

В структуре EdTech в России 50% (22-25 млрд рублей) приходится на долю дополнительного образования (ДО) и дополнительного профессионального образования (ДПО) взрослых, включая изучение языков. Ожидается, что в 2020 году объем этого сегмента достигнет 27-30 млрд рублей.

По данным исследования, в числе основных направлений ДО и ДПО для взрослых обучение digital-профессиям, прикладным профессиям, изучение иностранных языков, а также ниша разработки методов и средств корпоративного обучения.

Лидерами рынка в данных категориях являются онлайн-университет Skillbox, GetCourse, SkyEng и "Мираполис".

По оценкам специалистов, программами ДПО и ДО в России пользуется 15% трудоспособного населения и более 1% пенсионеров. Затраты на дополнительное образование в год растут на 1,5-2%. В соответствии с прогнозами, к 2021 году они составят около 2 трлн рублей.

По мнению экспертов, цифровые платформы могут эффективно сосуществовать с традиционными учебными заведениями.

"В 2020-е модель смешанного образования (blended learning) получит широкое распространение. Например, онлайн-площадки будут предоставлять контент и подбирать методы работы с учениками, а вузы будут объединять практикующих специалистов, представителей академических наук и самих студентов", - отмечается в исследовании.

По словам руководителя направления "Обучение и развитие" Центра развития человеческого капитала ГК "Нетрика" Алексея Дворецкого, к 2024 году в России до 30% программ ДПО будут доступны в онлайн-формате.

"Онлайн-образование будет вытеснять очные форматы в общем, высшем и дополнительном профессиональном образовании. При этом наиболее распространенным и эффективным будет обучение в смешанном (blended learning) формате", - сообщил Дворецкий "Интерфаксу".

Гендиректор онлайн-университета Skillbox Дмитрий Крутов в свою очередь отметил, что через 10 лет разделение на EdTech и классическое образование вовсе исчезнет.

"Через 10 лет разделение на EdTech и классическое образование исчезнет - будет единый рынок. Так, мы планируем отказаться от приставки "онлайн" в названии нашего университета, чтобы подчеркнуть, что мы занимаемся образованием в целом", - подчеркнул он.

По его словам, игрокам рынка образования необходимо сейчас не конкурировать, а заниматься коллаборацией.

"Чтобы на этом рынке начались крупные позитивные сдвиги, его участникам нужно научиться выстраивать диалог друг с другом, делать совместные проекты. Только после этого начнется новый этап в развитии отрасли, когда EdTech-компании смогут свободно делиться с вузами своими технологиями и цифровыми платформами, получая взамен наработки по педагогике, научным и академическим вопросам", - сказал Дмитрий Крутов.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау в свою очередь заявил, что вузам необходимо быть готовыми к новым вызовам со стороны EdTech-компаний.

"Мир изменился: раньше можно было получить профессию - и всю жизнь работать по специальности. Этим и гордились еще 10 лет назад: одна профессия, один университет, одна запись в трудовой книжке. Теперь для того, чтобы быть успешным, человек вынужден все чаще менять места работы, сферы деятельности и специальности. И учебные заведения должны быть готовы принять эти вызовы. Потому что если не они - то на эти вопросы ответят другие компании и люди", - отметил Мау.

Согласно планам Агентства стратегических инициатив (АСИ), к 2035 году оборот российских компаний на рынке EdTech-образования составит не менее $20 млрд.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще