Решение проблемы профкадров в пересмотре нововведений в системе образования - эксперты

Брянск. 17 декабря. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР - Руководитель Брянского отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор ЗАО "Группа Кремний ЭЛ" Олег Данцев и ректор Брянского государственного технического университета Олег Федонин считают необходимым упразднение двухступенчатой системы высшего образования, введение обязательного ЕГЭ по физике и возврат к системе распределения выпускников вузов, формирование регионального задания по подготовке кадров. Об этом, как сообщает корреспондент "Интерфакса", они заявили в понедельник на заседании круглого стола "Развитие инженерно-технического образования" в администрации Брянска.

По словам Олега Данцева, "решение проблемы кадров для промышленности в пересмотре нововведений последних десятилетий в системе высшего и среднего образования".

"Основная проблема - качество подготовки специалистов. БГТУ ежегодно набирает в группу подготовки специалистов ЗАО "Группа Кремний ЭЛ" 16 человек. Были годы, когда до последнего курса доходили 5-6 студентов, остальные "отсеивались", как только начинали проходить физику твердого тела, квантовую механику, микроэлектронику. Если в 80-е годы конкурс в инженерный вуз был 4-5 человек на место, то в последние годы университет вынужден зачислять абитуриентов с ЕГЭ менее 40 баллов. Конкуренции никакой", - отметил он.

По мнению О. Федонина, нынешняя система образования заведомо предполагает снижение качества образования. Основная причина - в переходе на систему подготовки "бакалавр-магистр".

"Обучение 4 года вместо 5 - это плохо, мы теряем 20% времени. Все технические вузы постарались максимально сохранить специальные дисциплины. Но все равно потери составляют порядка 10%. Но что уж совсем критично - это объем практик. В 1980-1985 годы было 4 практики длительностью 24 недели, сейчас - 10 недель, то есть одна практика - 2,5 недели. Оформление, отчет - 1,5 недели, и неделя на знакомство с предприятием", - отметил он.

Кроме того, добавил ректор, магистратура предполагает уход бакалавра не в инженерную деятельность, а исследовательскую, научную.

"Сейчас мы с предприятиями в рамках целевой подготовки пытаемся сохранить прикладной характер магистерского обучения. Как правило, у нас все магистры обучаются во вторую смену, а в первой половине дня работают на предприятии на полставки. Это позволяет приблизить магистра к специалисту. Приблизить, но не заменить", - считает О.Федонин.

По его мнению, пагубно сказывается на ситуации с подготовкой профессиональных кадров и раннее разделение школьников на гуманитариев и физиков. В 5-6 классах школьникам еще сложно определиться с будущей профессией. И они обладали бы большей свободой, если бы к числу обязательных предметов по ЕГЭ были добавлены экзамены по физике. Говорил Олег Федонин и о том, что многие выпускники с хорошими баллами по ЕГЭ уезжают в Москву, и надежды на их возвращение в регион практически нет. Выход он видит в уменьшении выбора вузов - с 5 по 3 специальностям на 2 вуза по 3-4 специальностям, а также в возврате к существовавшей в советские времена практике распределения студентов после окончания вуза.

"С середины 80-х началась реформа образования, через 10 лет она привела к утрате системы распределения выпускников. В конце 90-х предприятия начали испытывать дефицит кадров. Раньше на БЗПП ("Группа Кремний ЭЛ" - ИФ) приезжали молодые специалисты из столичных и престижных вузов, работали и оставались в Брянске. Потом ситуация изменилась. Система распределения перестала работать, и как, спрашивается, хорошие специалисты могли попасть в Брянск или другой город?",- заметил О. Федонин.

Что же касается областного уровня решения проблем подготовки кадров, то ректор БГТУ предложил ввести такое понятие, как "региональное задание".

"Предприятия должны определиться, какое количество специалистов им необходимо в ближайшие годы, вузы - сколько потребуется подготовить студентов по определенным направлениям, школы -обязаны будут обеспечить определенное число выпускников, сдающих экзамены по тем или иным предметам, с учетом конкуренции, как минимум 2 абитуриента на одно место", - пояснил он.

Речь на заседании круглого стола шла не только о проблемах, но и о достижениях Брянского региона в деле подготовки профессиональных кадров. Отмечалось, что бизнес решает проблему при активной поддержке власти во главе с губернатором Александром Богомазом. В регионе работает 11 центров технического образования школьников по углубленному изучению физики, математики и информатики для поступления в технические вузы и дальнейшей работы на производстве. В Брянске открыт первый в регионе промышленный парк, и из федерального бюджета выделены средства на строительство на условиях софинансирования детского технопарка "Кванториум". Ряд предприятий ОПК и машиностроения совместно с БГТУ организовали подготовку кадров на специальных профильных кафедрах, проводят экскурсии школьников на производства, реализуют совместные проекты по созданию инновационных продуктов, в том числе в сфере импортозамещения.