Столичные власти объявили, что к осени более 1 млн кв. метров тротуаров поменяют асфальтобетонное покрытие на плиточное. Из городской казны на эти цели выделяется 2,8 млрд рублей. О преимуществах нового покрытия "Интерфаксу" рассказал кандидат технических наук, исполнительный директор программы системного развития инновационной структуры МАДИ Юрий Васильев.
- Юрий Эммануилович, на прошлой неделе в Москве началась укладка тротуарной плитки. Горожанам чрезвычайно интересно, что у них будет под ногами.
- Проектных решений я не видел. Думаю, плитку положат разных цветов, формы и размеров, благо ассортимент этих изделий сегодня широчайший. Одно из главных преимуществ подобного покрытия - это все-таки эстетика. Имея сегодня однообразные серые тротуары с асфальтобетонным покрытием, Москва проиграет как минимум в этом.
- А выиграет в чем?
- МАДИ давал экспертное заключение касательно целесообразности замены асфальтобетона на плитку. В целом, подход абсолютно правильный, если правильно организовать работы по изготовлению плитки и укладке нового покрытия. "Случайная" плитка на улицах Москвы появиться не должна. Она должна быть долговечной, износостойкой, нескользкой, красивой ... Но нельзя забывать и о периодической и объективной необходимости "вскрывать" покрытие на тротуарах для перекладки инженерных коммуникаций. С плиткой эти вопросы решать гораздо проще. Наконец, ей абсолютно не страшна 40-градусная жара, которая царила прошлым летом и плавила асфальт. Кроме того тротуары относятся к участкам со стесненными условиями, где зачастую уложить и уплотнить асфальтобетонную смесь не представляется возможным. А в случае применения плиток таких проблем нет.
- А выдюжит плитка-то в городе с таким напряженным графиком, явно не португальским климатом?
- Если в Москве положат качественную плитку, покрытия из нее будут иметь массу преимуществ перед асфальтовыми. Сделаем нормально, по уму - 10 лет, как минимум, послужит, а то и больше.
- "По уму" – это как?
- Начнем с того, что на плитку есть государственный стандарт. Он содержит определенные требования к цементу, песку, добавкам, которые должны применяться при изготовлении изделий. Все предусмотрено. В частности, достаточно жесткие допуски к цементу: химический, минералогический, вещественный состав, показатели свойств. Плитка должна изготавливаться из цемента, который так и называется: портландцемент для дорожных и аэродромных покрытий. ГОСТ предъявляет требования к песку по чистоте и зерновому составу. Кроме того, при производстве плитки должны в обязательном порядке применяться специальные пластифицирующие и воздухововлекающие добавки. Если указанные требования не будут выполнены, то гарантировать работоспособность плитки невозможно.
- Технологии изготовления плитки будут классическими?
- Да, две общеизвестных способа производства плитки: литьевой и вибропрессование. Если говорить о внешнем виде, то плитки, изготовленные по первой технологии, выглядят значительно красивей. Но вибропрессованное изделие, как правило, служит дольше. Одним словом, имеются свои плюсы и минусы.
Есть еще очень интересный, перспективный материал, применяемый и на Западе, и в Америке – это серобетон. В России его только-только начинают применять. Ни цемента, ни воды, а в качестве вяжущего применяется сера - многотоннажный отход нефтяной и газовой промышленности. Серобетонная плитка долговечна: не разрушается, гигантская морозоустойчивость, противогололедные реагенты ей нипочем, истирается в 1,5-2 раза медленнее. Бетонное изделие могут быть цветными, но яркими не будут: пигменты ведут себя в щелочной среде цемента плохо. А серобетон может иметь любые сочные цвета.
- Вы ратуете за серобетон?
- Нет. Но он может явиться достойной альтернативой цементобетону, особенно в условиях, когда на бетонную конструкцию воздействуют всевозможные агрессивные факторы.
- То есть такой плитки в Москве не будет?
- Поживем - увидим.
- Насколько комфортно москвичи будут себя чувствовать, шагая по новым тротуарам в дождь или снег?
- При правильной укладке плитки - луж на тротуаре не будет. Конечно, в первую очередь зимой не следует забывать о таком показателе, как сцепление. Сейчас идет активное обсуждение: нужна плитка Москве, не нужна. Многие говорят: "Скользко!" По городским нормативам, коэффициент сцепления на тротуарах должен быть обеспечен. И тут возникает проблема. Если по дорогам едут машины с разными видами протектора, с шипами или без, но все равно это - резина, то ассортимент обуви москвичей не знает границ, от валенок до сапог на шпильках. То есть сцепление на тротуарах во многом зависит от вида подошв. Этот вопрос не до конца изучен, тут нужны дополнительные исследования.
- Что посоветуете городским властям, дорожникам при укладке плитки?
- Работать с теми подрядными организациями, которые будут выполнять работы со знанием дела. Плитка должна поставляться не случайными заводами, а лишь теми, где в полном объеме соблюдают технологию. Такие предприятия есть в Москве и в регионах.
Но, к сожалению, есть предприятия, выпускающие дешевую продукцию, как правило, сомнительного качества. Продукция этих изготовителей не должна появиться на улицах города.
Необходим полноценный контроль: какая плитка, как и куда укладывается. Если эта работа будет соответствующим образом организована, будет и результат. Кстати, исполнитель работы по контролю качества в соответствии с 94-ФЗ определяется в результате конкурсного отбора. МАДИ со своей лабораторной базой и специалистами в таком конкурсе обязательно примет участие. Достанется ли нам этот заказ - другой вопрос.
- Может, стоит заинтересовать иностранных производителей? Объемы большие, работы на несколько лет.
- Я бы на иностранную тротуарную плитку не замахивался. Не уверен, что турецкие изделия с маркировкой "морозоустойчивая" выдержат нашу зиму. Не хочу никого обидеть, но турки, итальянцы, испанцы толком не знают, что такое наши настоящие зимние холода.
- Немцы, скандинавы?
- Их продукция обойдется в несколько раз дороже. Надо загружать собственные производственные мощности. В ущерб российским заводам покупать материал за границей? Не тот ассортимент для "поклонения" Западу. Боюсь, не выдержит заморская плитка наших условий.