Отрасль грузовых перевозок активно развивается в Москве, однако кризис несколько замедлил темпы роста. О развитии крупнейшего грузового автоперевозчика страны рассказал в интервью "Интерфаксу" генеральный директор ГУП "Мосавтотранс" Мераби Чочуа.
- Мераби Порфирьевич, расскажите о предприятии.
- ГУП "Мосавтотранс" - системообразующее предприятие, пожалуй, одно из самых крупных среди грузовых автомобильных предприятий страны. В нашей системе работают более 10 тыс. сотрудников и более 5 тыс. единиц подвижного состава. Ежегодный объем перевозок более 8 млн тонн грузов.
- Скажите, при таких внушительных показателях, какова же доходность предприятия?
- Валовой доход предприятия в прошлом году составил около 7,5 млрд рублей, при этом в виде налогов мы платим почти 1,5 млрд рублей ежегодно. Конечно, все эти цифры - это сухая статистика, но за ними стоит огромный труд людей от ремонтника и водителя до управленца. Представьте, наши машины находятся на линии более 10 млн часов.
- А на какие отрасли города вы работаете?
- Мы занимаемся грузоперевозками и в то же время выполняем функции координатора по транспортному обслуживанию городского хозяйства, строительства, социальной сферы. Работаем по всем направлениям рынка. Перевозим детское питание, школьные завтраки, продовольственные и промышленные товары, строительные и хозяйственные грузы, а также осуществляем перевозку опасных грузов - светлых нефтепродуктов, сжиженного газа, противогололедных реагентов.
- Мераби Порфирьевич, скажите, а как кризис сказался на работе предприятия?
- От многих предприятий мы отличаемся тем, что еще в 2007 году начали готовиться к кризисным явлениям, когда стали только говорить о рецессии на рынке. Прошедший год был, конечно, непростым, но прочный фундамент для работы создан и серьезных проблем не возникало. Сейчас мы ведем работу для "расширения рынка", для нахождения новых секторов работы. Мы заранее стали "прощупывать" ситуацию в других регионах России.
- О каких регионах идет речь?
- Сначала мы обратили внимание на север - Ханты-Мансийский край. Сегодня мы работаем и в Красноярском крае, и в республике Коми. Очевидно, что это было очень правильное решение. Надо отметить, что во многих регионах страны в настоящее время нет мощных, сильных транспортных компаний.
- Вероятно, и условия работы в этих регионах отличаются от московских?
- Конечно, в регионах сложные условия и работать там непросто, но это компенсируется соответствующей оплатой. Водители получают заработную плату от 60 до 100 тыс. рублей. Поначалу у меня были опасения, что мы не найдем водителей для работы в таких сложных условиях, но опасения оказались напрасны и в настоящее время отбираем только самых лучших специалистов.
- Получается, в смысле освоения новых рынков кризис вам помог?
- В чем-то, безусловно, помог. Мы уже на два-три года вперед видим перспективу развития в новых регионах. Кризис, конечно, страшное явление, но есть и плюсы. Если вовремя предпринимать правильные шаги, то результат не заставит себя ждать.
- Скажите, а какая доля рынка принадлежит вашему предприятию? И какова в целом динамика развития?
- Наши предприятия обеспечивают более 50% перевозок среди крупных предприятий. Есть, конечно, еще и малые предприятия, но они не дают отчетность, и сказать точно об их вкладе в рынок весьма сложно. Десять лет назад доходы от перевозок по всей нашей системе составляли около 2,2 млрд рублей, сегодня 7,5 млрд, думаю, в ближайшие 3-5 лет мы достигнем показателей около 12 млрд рублей.
- Мераби Порфирьевич, а сколько новых автомобилей предприятие закупает ежегодно?
- Если бы не кризис, то можно было бы закупить от 500 до 700 новых автомобилей, но сегодня "дешевых" денег нет, и мы вынуждены немного повременить. Мы осторожно посмотрим на развитие ситуации и потом примем решение. За последние годы мы поменяли более 500 единиц техники за счет лизинга и за счет собственных средств. Это хорошие автомобили как отечественного, так и импортного производства. Сейчас в наших парках больше отечественных автомобилей, но в последнее время закупаем больше импортных. Эти автомобили надежнее и долговечнее. Они работают каждый день по 24 часа в сутки. Отечественные автомобили такого режима не выдержат и 15 суток.
- В городе принята программа акционирования государственных унитарных предприятий. Мераби Порфирьевич, скажите, а готово ли сегодня ГУП "Мосавтотранс" к акционированию?
- Конечно, мы готовы к акционированию на 100%. Еще с начала перестройки наше предприятие работает в режиме самоокупаемости, поэтому у нас опасений в связи с подобным преобразованием нет. Я считаю, что это решение очень правильное и полезное. Акционирование дает много плюсов, в том числе и за счет возможности привлечения инвестиций. По программе правительства города предприятие должно быть акционировано уже в этом году. Конечно, 100% акций предприятия должны принадлежать городу. Это очень важно, потому что позволит избежать перепрофилирования.
- Сколько составляет стоимость основных фондов предприятия?
- Стоимость основных фондов с учетом земельных участков, транспорта, зданий и сооружений составляет около 30-40 млрд рублей.
- Недавно столичные власти объявили о введении запрета на въезд в пределы третьего транспортного кольца грузовых автомобилей. Как Вы считаете, отразится ли это на работе предприятия?
- Я считаю, что это очень правильное решение. Мы готовы работать ночью, ведь это гораздо эффективнее. Однако многие клиенты не могут или не хотят работать в ночное время. Посмотрите, за рубежом 70-80% грузов перевозится ночью, и мы такую практику можем только приветствовать. По нашему мнению транспортная обстановка благодаря этому значительно облегчится.
- Сегодня активно обсуждается идея выноса транзитных транспортных потоков за пределы Москвы. Вы как специалист одобряете эту идею?
- Да, конечно. Я считаю, что перевозку транзитных грузов надо выводить за пределы Москвы. Однако надо учесть, что для этого потребуются очень крупные капиталовложения. Идея создания центральной кольцевой автодороги абсолютно правильная, но в условиях кризиса ее реализация может быть отложена. Хотя с введением ЦКАД город получит систему крупных логистических комплексов. Необходимо вообще переходить к преобразованию транспортных предприятий в транспортно-логистические центры, чтобы не было холостого пробега у машин. Таким образом, мы получим и экономию, и экологию. Вынужден еще раз подчеркнуть, это очень дорого, на создание 10 центров может понадобиться сотни миллионов долларов.
- Как обстоит дело с социальными проектами в системе "Мосавтотранс"?
- Надо сказать, что в условиях кризиса социальные вопросы имеют очень важное значение. Сегодня немногие предприятия могут похвастаться наличием своих оздоровительных комплексов. У нас такие комплексы есть, в Нарофоминском и Одинцовском районах Подмосковья, где в прошлом году отдохнули более 2000 детей. Есть также свой дом культуры, где вместе занимаются и дети, и взрослые. Социальный вопрос на самом деле ключевой. Ведь фундамент предприятия - это квалифицированные специалисты и современная техника.
- Транспорт - очень травматичная отрасль. Скажите, каковы показатели травматизма на ваших предприятиях?
- Отрадно, что в прошедшем году мы отработали без единого пострадавшего на производстве. Если посмотреть общероссийскую статистку, то там совершенно другие, страшные показатели. Считаю, что и здесь нам есть чем гордиться.
- Какое внимание уделяется на предприятиях вопросам экологии?
- Экология - одно из основных направлений нашей деятельности. В нашей системе проводится эксперимент и по использованию электромобилей, и по работе на таких видах топлива, как диметил, сжиженный и сжатый газ. Например, предприятие ГУП "Мосавтохолод" работает на альтернативных видах топлива. Пока это только импортные образцы, в России такого производства нет.
- В этом году ГУП "Мосавтотранс" празднует юбилей. Расскажите, какие мероприятия будут проводиться в связи с торжествами?
- Главмосавтотранс, ныне Мосавтотранс был образован 6 мая 1955, но так как в этом году отмечается 65-летие Победы, то празднование мы перенесли на 12 октября. До юбилея будут проведены встречи с ветеранами войны и труда, встречи с трудовыми коллективами, ежегодный городской конкурс профессионального мастерства среди водителей грузовых автомобилей и ремонтных рабочих "Московские мастера".
- Прошедшая зима выдалась очень снежной. Городские коммунальные службы постоянно работали в режимы повышенной готовности. Особое внимание уделялось своевременной уборке снега, расскажите о своем участии в уборке.
- Мы в полной мере принимали участие в этих работах и надо отметить следующее, что по уборке снега и перевозке хлоридов ни одного нарекания от контролирующих органов за прошедшую зиму не получали. Это самая лучшая оценка для нас. Ежесуточно было занято 300 большегрузных машин для вывоза снега и около 30 для перевозки хлоридов.
Подготовил Антон Мастренков