Исполнительный директор ООО ТД "Аскона" Владимир Корчагов в интервью "Интерфаксу" рассказал о тенденциях в индустрии сна и объяснил, почему немцы предпочитают односпальные матрасы, а россияне спят на диванах.
– Владимир Викторович, "Аскона" планирует изменить формат своих магазинов и установить в них капсулы для сна. Как пришли к этой идее?
– Индустрия сна наиболее развита в Америке, качеству сна там уделяют большое внимание. Компания "Аскона" следит за последними тенденциями рынка, изучает и перенимает опыт Европы и США.
Ни для кого не секрет, что здоровый образ жизни сейчас в тренде, и большинство людей уделяют особое внимание правильному питанию, занятиям спортом и здоровью в целом. Но в России тренд на здоровый сон еще недооценен. Поэтому мы взяли на себя миссию научить людей спать, рассказать о важности здорового сна, его влиянии на здоровье человека. Именно эти принципы мы положили в основу комплекса, который хотим показать в новом магазине.
Научный факт: человеку иногда достаточно вздремнуть 15-20 минут, чтобы быть более эффективным на протяжении оставшейся половины дня. Этим воспользовались многие мировые компании, установившие капсулы для сна в своих офисах. Для "Асконы" внедрение таких капсул в наших магазинах – довольно логичный шаг, который позволит привлекать большие клиентов в наши салоны, где они смогут не только выбрать всю необходимую продукцию, но и просто поспать.
Капсулы для сна планируется установить не только в наших магазинах, но и в специальных брендированных лаунж-зонах в аэропортах. Данная услуга будет абсолютно бесплатной для всех.
– Ряд комплектующих компания производит самостоятельно. Почему?
– "Аскона" – вертикально интегрированная компания. Мы производим многое – от сырья до конечного продукта. Сейчас в группе компаний порядка 10 фирм, так или иначе относящихся к производству мебели. Но несколько лет назад мы решили, что не все, что мы продаем, нужно делать самим. Многие элементы мы закупаем, потому что в России не всегда можно найти подходящий продукт требуемого качества и цены. Многие материалы поставляются нам из Европы и Китая, а часть производится самостоятельно. Это различные виды пенополиуретана, синтепона, кокосовая койра, кокосовые плиты, пружинные блоки и пр. Частично по аналогии с действиями американских компаний мы покупаем лицензии на производство необходимых элементов (например, пружинных блоков).
Любопытной особенностью компании "Аскона" является тот факт, что топ-менеджмент компании самостоятельно тестирует многие вещи: матрасы, подушки, постельное белье. В настоящее время мы тестируем одежду для сна.
– Санкции и нынешняя политическая обстановка как-то повлияли на бизнес? Пришлось отказаться от каких-то проектов?
– Санкции на нас влияют опосредованно: сырье дорожает, а мы много закупаем в Европе и США. Поэтому в настоящее время мы сфокусированы на оптимизации производства, инвестировании в производство необходимых компонентов в России и сокращении "логистического плеча". Проблему производства компонентов мы решили. Но это не значит, что сложностей не осталось. Например, матрас состоит из такого компонента как анатомическая пена. Несмотря на то, что данный материал производится в РФ, один из его компонентов является продуктом нефтепереработки, а ситуация на рынке нефтепродуктов довольно нестабильна. После введения санкций себестоимость наших товаров выросла примерно на 15-20%.
С другой стороны, мы не планируем выходить на международный рынок, поскольку являемся частью иностранной группы Hilding Anders, которая имеет компании во многих странах Европы и Азии.
– Помимо "умных" подушек и будильников "Аскона" намерена выпускать "умные" кровати (smartbed). Чем они отличаются от обычных?
– Мы первые в мире, кто реализовал идею "умной" подушки и предложил ее клиенту. Также у нас есть "умные" будильники, а вскоре появятся и "умные" кровати. Это товары с современной электронной комплектацией. Когда мы выпустили первую "умную" подушку, она стоила 16 тыс. рублей, но уже после выпуска второй она подешевела на 30%.
"Умная" подушка – результат коллаборации трех компаний: "Асконы", американского Института сна Sleep to live, который профессионально занимается изучением проблем сна, и компании Sleepace, которая производит датчики, измеряющие параметры сна. Над созданием "умной" кровати работают уже другие компании помимо "Асконы". Кроватью можно легко управлять с помощью приложения в мобильном телефоне. Можно поднять зону головы и ног, воспользоваться функцией массажа и проследить отслеживания фаз сна и многое другое. В ноябре она уже будет представлена в наших магазинах.
– У россиян и европейцев одинаковые предпочтения относительно "аксессуаров" для сна – матрасов, подушек?
– Предпочтения разные. Например, в Германии большинство клиентов предпочитают спать на односпальных матрасах из пены с "памятью" формы. Если пара выбирает матрас, то каждый выберет матрас для себя. Кроме того, у них очень много трансформируемых оснований. Это касается и американского, и европейского рынков – они любят так называемые adjustable beds (трансформируемые кровати), различные варианты решеток-трансформеров и ортопедических оснований.
У нас подобная мода только приходит, и этот рынок не развит. В России привыкли спать на двуспальных пружинных матрасах. Проблема в том, что спать на таком матрасе неудобно, если вы пара, которая предпочитает разный уровень жесткости спального места или у вас большая разница в весе. В этом случае одному из вас точно будет не комфортно спать. По статистике, 80% пар имеют разницу в весе более 30 кг. В этом случае обычный матрас вам не подойдет. В Европе та же самая проблема, поэтому каждый для себя покупает односпальный матрас.
У нас эта проблема достаточно просто решается: если вы не хотите покупать два односпальных матраса, можно приобрести матрас, который создан по новой технологии и учитывает ваш вес и предпочтения по жесткости. То есть, если один хочет спать на жестком матрасе, а другой на мягком – мы делаем одну половину матраса жесткой, другую мягкой. При этом у такого двуспального матраса нет стыков и щелей, поскольку используется особая технология из проволоки различного диаметра.
Говоря о различиях, стоит также отметить, что у нас около 30% населения спит на диванах, поскольку нередко кровать некуда поставить. А в США на диванах только сидят, спят на кроватях. Поэтому мы создали анатомический диван со встроенным матрасом, на котором комфортно спать. Еще одно различие: в России матрас меняют раз в 20 лет. В Европе данный процесс происходит значительно быстрее - через 7-10 лет, а в США через 3-5 лет. Это происходит исключительно из-за разницы менталитетов. Кстати, часто люди отказываются от покупки новой кровати или матраса, потому что им некуда деть старые. Поэтому у нас есть услуга утилизации.
– Существует мода на спальные принадлежности?
– Европейцы называют нашу индустрию "индустрией белых кубиков". Матрасы внешне ведь все одинаковые. Поэтому сейчас мы их представляем как некий дизайнерский продукт. Моды как таковой пока нет, но мы вместе со знаменитыми дизайнерами выпускаем специальные серии матрасов и постельного белья. Наверное, мы единственная компания на российском рынке, которая экспериментирует с дизайном матрасов.
Определенная мода добралась и до подушек: появились подушки с пружинным блоком, с памятью формы, с различными искусственными наполнителями. Раньше такого не было. Также сейчас можно сделать обивку, которая не придет в негодность, если ваш кот будет точить об нее когти, или ее фломастерами разрисуют дети. Есть ткани, не впитывающие влагу, поэтому не страшно, если вы, например, будете пить кофе в постели и прольете его.
Клиент меняется с точки зрения ритма своей жизни. И мы надеемся, что в будущем люди будут уделять особое внимание не только длительности сна, но и его качеству.