Москва / Эксклюзив 22 мая 2009 г. 09:12

Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Москвы Светлана Воинова: Число преступлений, совершенных в отношении детей, снижается

Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Москвы Светлана Воинова: Число преступлений, совершенных в отношении детей, снижается

Правоохранительные органы уделяют особое внимание преступлениям, связанным с несовершеннолетними. В городской прокуратуре работает отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних. О соблюдении прав молодых москвичей, состоянии детской и подростковой преступности в Москве, а также о ситуации с сиротством в столице в интервью "Интерфаксу" рассказала начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Москвы Светлана Воинова.

Светлана Владимировна, милицейские руководители регулярно докладывают, что в Москве снижается уровень преступности. Как обстоит дело с преступлениями в отношении детей в Москве?

В последние годы число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних стабильно снижается. Например, в 2006 году в городе зарегистрировано 237 тыс. 384 преступления, из них 7 тыс. 540 - в отношении детей и подростков. В 2007 году эти показатели составили 230 тыс. 631 и 6 тыс. 90 случаев соответственно. В прошлом году - 211 тыс. 914 и 4 тыс. 101. В прошлом году зафиксировано 18 случаев убийств несовершеннолетних (в 2007 году - 21 случай), 27 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в 2007 году - 28. Были зарегистрированы три преступления, связанные с истязанием детей (в 2007 году - 7 случаев). К сожалению, по отдельным видам преступлений отмечается негативная динамика. В частности, зарегистрировано 27 изнасилований, что на один случай больше, чем в 2007 году. Отмечен рост, с 31 до 57, преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера.

"Лидером" среди преступлений, совершаемых в отношении детей, являются различного рода хищения. В последние годы их доля составляет около 70%. Например, в прошлом году было зарегистрировано 2799 таких преступлений, из них 1494 - грабежи, то есть примерно половина. В целом, их количество снижается, но доля остается на одном и том же уровне уже несколько лет. Вторым по распространенности видом преступлений являются преступления против жизни и здоровья несовершеннолетних, причем их доля в прошлом году выросла с 17 до 22%. Наиболее часто совершаемыми преступлениями являются умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои. Как правило, эти преступления совершаются такими же несовершеннолетними. Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что причины этого - ослабление контроля со стороны родителей, а также администрации образовательных учреждений. Большинство несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в семьях. Хочу отметить, что более 99% детей, стоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, являются социально благополучными и проживают в семьях.

Столица давно стала меккой для беспризорников. Есть данные, что многие безнадзорные дети в Москве - приезжие из других регионов.

Количество иногородних несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, за последние годы в абсолютных цифрах снижается (2006 год - 544 человека, 2007 год - 541 человек, 2008 год - 538 человек). Больше половины привлеченных иногородних составляют несовершеннолетние жители Московской области и прилегающих областей. Иногородними лицами на территории города совершаются в основном различного рода хищения. В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по Москве в прошлом году направлено 1737 человек, из них жителей России - 700, из числа иногородних больше граждан Таджикистана и Узбекистана - 395 и 297 соответственно.

Иностранные граждане, находящиеся в столице с несовершеннолетними детьми без законных на то оснований, помещаются в Государственное учреждение "Канатчиково". В текущем году в данном учреждении содержалось 26 семей (27 взрослых и 35 детей). Впоследствии данные лица направляются по месту жительства. Работу с иногородними детьми осуществляет Социальный приют для детей и подростков "Алтуфьево", сотрудники которого взаимодействуют с органами социальной защиты, внутренних дел, опеки и попечительства других регионов. После проведения реабилитации и установления личности указанные лица направляются к месту постоянного жительства.

Насколько тяжелая ситуация сложилась в Москве с сиротством?

Хотелось бы обратить внимание на характеристику понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Наблюдается тенденция сокращения числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2006 год - 3518; 2007 год - 3168; 2008 год - 2917). Работа с неблагополучными семьями является главной задачей органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые должны принимать исчерпывающие меры по восстановлению психологического климата в семье, исправлению нерадивых родителей, оказывать социальную помощь. Изъятие ребенка из семьи и помещение его в государственное учреждение представляется как крайняя мера, если только это нахождение в данной семье не угрожает жизни и здоровью ребенка.

В этой связи возникает необходимость ранней профилактики личности. Это оздоровление условий жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию. В некоторых семьях унижение человеческого достоинства, психическое и физическое насилие являются обязательным атрибутом воспитания. Дети уходят из таких семей, становясь на путь совершения правонарушений или становятся объектами преступных посягательств. В целях предотвращения данной ситуации особая роль отведена участковым уполномоченным милиции. На них возложена обязанность оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних внутренних дел в выявлении неблагополучных родителей или лиц, их заменяющих. В данном случае имеются в виду дети, находящиеся в социально опасном положении, то есть не исключена возможность наступления каких-либо вредных последствий, угрожающих жизни или здоровью несовершеннолетнего.

Основными критериями при определении семей этой категории являются неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий); отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей и т.д.); отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни); вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.); жестокое обращение с детьми со стороны родителей; отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка). Нередко ребенок оказывается вне семьи, являющейся, на первый взгляд, благополучной. Установление всех обстоятельств является не только прямой обязанностью должностных лиц органов системы профилактики, но и гражданским долгом тех, чья работа связана с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних. Предотвратить повторный уход ребенка из дома, порой, возможно путем проведения соответствующих бесед, консультаций психолога.

Куда следует обращаться гражданам, чтобы усыновить ребенка?

Порядок и процедура усыновления регулируется нормами Семейного кодекса РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлением контроля за условиями их жизни, воспитания в семьях усыновителей на территории РФ. Граждане России, желающие усыновить ребенка, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявления с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. Орган опеки и попечительства дает разъяснения гражданам РФ по вопросам, связанным с усыновлением.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня подачи заявления готовят заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидата в усыновители. После постановки на учет орган опеки и попечительства представляет информацию о ребенке, который может быть усыновлен и выдает направление для посещения ребенка.

Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидата в усыновители с просьбой об установлении усыновления, которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Правовые последствия усыновления ребенка определены ст.137 Семейного кодекса РФ.

Как защищают права детей в детских домах?

В соответствии с действующим семейным законодательством организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным правительством Российской Федерации. Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, интернаты и т.п.), опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. В целях надзора за исполнением администрацией таких учреждений возложенных на них обязанностей органами прокуратуры проводятся проверки деятельности указанных учреждений, в ходе которых изучаются личные дела воспитанников. В случае выявления нарушений закона принимаются меры прокурорского реагирования к администрации данных учреждений, виновные должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.

В Москве, как известно, непростая ситуация с жильем. Есть ли проблемы с выделением площадей для "выпускников" детских домов?

В соответствии с законом Москвы "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Жилищным кодексом РФ, постановлением правительства Москвы "Об обеспечении жилыми помещения в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из их числа, достигшим 18 лет, по окончании пребывания в государственных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, под опекой или попечительством, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования либо по окончании службы в Вооруженных силах РФ, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения не возможно, вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования.

Проведенной прокуратурой города в текущем году проверкой соблюдения жилищных прав исследуемой категории детей установлено, что по информации департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа принято решение по обеспечению жильем 516 выпускников, подлежащих обеспечению жильем в 2008 году. С 514 выпускниками заключены договоры безвозмездного пользования жилым помещением.

На 2009 год утвержден список указанной категории детей в количестве 659 человек. Однако в настоящее время выявлен ряд нарушений. Так, своевременно не принимаются меры по обеспечению прав детей на получение отдельного жилого помещения по выходу из государственных учреждений, окончании пребывания в семье опекуна, приемных семьях и т.п. Органы опеки и попечительства, располагая сведениями о невозможности возвращения выпускника в закрепленное жилое помещение, своевременных мер для решения вопроса об обеспечении жильем не принимают.

В нарушение федерального закона "Об опеке и попечительстве", органами опеки и попечительства не выполняются возложенные на них законом обязанности по защите имущественных прав подопечных. Имеют место случаи, когда в сохраненных за детьми квартирах проживают посторонние лица, не являющиеся родственниками подопечных. В большинстве случаев предоставленное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вторичное жилье не всегда отвечает установленным санитарным, техническим нормам и требованиям законодательства, что указывает на ослабление контроля со стороны департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы за жилищным фондом, освобождаемым в связи с выбытием граждан и переданным на реализацию указанной категории лиц. По результатам проверки внесено представление в правительство Москвы, рассмотрение которого находится на контроле.

В последние годы не утихают споры о ношении формы в школе. Что говорит закон, за чей счет ее нужно покупать, кто обеспечивает формой, например, кадетов?

Письмом Минобразования России от 14.11.2000 года разъяснена возможность введения школьной формы для обучающихся. С принятием закона РФ "Об образовании" в 1992 году введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано. Введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, что предусмотрено п. 13 ч. 2 ст. 32 закона РФ "Об образовании" (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных локальных актов), и в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения. Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы. Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесения соответствующих дополнений или изменений в устав школы.

Кадеты кадетской школы и кадетской школы-интерната обеспечиваются форменным обмундированием. Расходы на приобретение предметов форменного обмундирования финансируются учредителями. Кадеты кадетской школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, хозяйственным инвентарем. По окончании кадетской школы-интерната кадетам выдается бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения. Кадетам, выбывающим из кадетской школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании. В случае, если родители не согласны с определенным положением Устава образовательного учреждения, считают его противозаконным, необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Во многих московских школах внедрены авторские курсы. Педагоги сами пишут учебники и строят образовательный процесс по своим собственным программам. Нужные книги не всегда есть в школьной библиотеке. Чья это проблема: школы или учеников с родителями?

Органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования гарантируют право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

Сегодня очень часто родители жалуются на учителей, даже если те просто повышают голос на учеников. Иногда администрация школы, не желая портить отношения с "влиятельными" мамами и папами, наказывает педагога, даже не разобравшись в ситуации, лишь бы замять скандал. Как сегодня защищать учителей?

Прежде всего, педагог не имеет права применять физическую силу к учащемуся. Другое дело, сделать замечание. Если на педагога постоянно поступают жалобы, это уже сигнал для администрации, что с ситуацией нужно разобраться. Во-первых, ситуация должна быть разобрана на уровне самого образовательного учреждения с привлечением участников конфликта. Администрация школы вправе принять меры предупреждения и наказания виновных. В целом должен вестись учет возникающих инцидентов. Для предотвращения такового необходимы профилактические меры. Имеют место случаи, когда ребенок из неблагополучной семьи, либо родители недостаточно уделяют ему внимание. В данном случае важна работа психолога, индивидуальный подход к ребенку.

Образовательное учреждение, прежде всего, должно выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей; осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения детей. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел играют важную роль в предупреждении правонарушающего поведения подростков. Деятельность ПДН включает в себя: индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности либо негативно влияющими на детей, подготовку материалов для рассмотрения в суде дел о правонарушениях, защиту прав находящихся в социально опасном положении, устройство беспризорных несовершеннолетних.

Существуют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа. Так, в учреждения открытого типа принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или иных законных представителей.

Данные учреждения организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они: не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в установленном порядке.

Вы коснулись темы поборов. Действительно родители отказываются писать заявления, опасаясь, что детям после этого не дадут спокойно в школе учиться. Тем не менее, был ли хоть один случай, когда родители написали заявление в милицию по данному факту?

Граждане обращаются с подобными заявлениями как в органы внутренних дел, так и в прокуратуру. По всем таким обращениям проводятся соответствующие проверки, в том числе с привлечением контролирующих органов. При подтверждении фактов, изложенных в заявлениях, принимаются меры прокурорского реагирования, и виновные лица привлекаются к установленной законом ответственности.

В последний день января этого года страна пережила трагедию в Коми, где на пожаре в доме престарелых погибло 23 человека. После этого президентом РФ было дано поручение провести проверки социальных учреждений во всех регионах. Что сделано в Москве?

Органами прокуратуры проведены проверки соблюдения требований ФЗ "О пожарной безопасности" в учреждениях, в которых находятся несовершеннолетние. Проверено 24 детских дома, 16 домов ребенка, 7 приютов, 23 школы-интерната (в том числе кадетских), 42 общеобразовательные школы, 43 дошкольных образовательных учреждения, 10 центров медицинской и социальной реабилитации. В указанных учреждениях находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды.

ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Однако проведенная проверка показала, что, по-прежнему, имеют место нарушения законодательства о пожарной безопасности. Проверка показала, что администрация проверяемых учреждений в полном объеме не исполняет выданные органами пожарного надзора предписания.

Приведите, пожалуйста, несколько примеров.

Например, на момент проверки в ряде учреждений выявлены следующие наиболее характерные нарушения: чердачное помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; не восстановлены перегородки, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров; допускается хранение горючих материалов на лестнице, ведущей в чердачное помещение; допускается эксплуатация части электросветильников без защитных колпаков, предусмотренных конструкцией светильников; двери электрощитовой, кладовых помещений и библиотеки не выполнен в противопожарном исполнении; система АПС в спортивном зале выполнена с отступлением от нормативных документов.

Неисполнение требований закона создает угрозу жизни и здоровью людей. Непосредственная угроза представляется для детей с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно передвигаться и себя обслуживать. По результатам проверки в суды предъявлено 23 заявления о том, чтобы обязать администрации учреждений устранить нарушения пожарной безопасности, внесено 80 представлений об устранении нарушений закона, возбуждено 47 дел об административном правонарушении по ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности), 21 должностное лицо предостережено о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, руководители департаментов образования, здравоохранения, социальной защиты населения Москвы информированы о выявленных нарушениях. Нарушения требований пожарной безопасности обсуждены на координационном совещании в прокуратуре города. Вопрос обеспечения противопожарной безопасности и устранение выявленных нарушений контролируется.

Интервью подготовил Илья Морозов