Москва всегда была многонациональным городом. Как наладить взаимодействие представителей разных этносов? Как сделать их сосуществование мирным? На эти и другие вопросы ответил в интервью "Интерфаксу" председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Михаил Соломенцев.
Михаил Юрьевич, расскажите о межнациональной обстановке в городе
В целом обстановка в городе, особенно на фоне других столиц, несмотря на возникающие трудности, стабильная. 80% горожан говорят о том, что все сложно, но лишь 12% реально сталкивались с проблемами межнациональных отношений. Мы живем в информационном мире, и есть очень много информационных стереотипов. Есть реальное положение дел, и есть, к сожалению, фон, который не всегда благоприятный.
Как же дело обстоит на самом деле?
В Москве нет анклавов, в отличие от европейских столиц, где четко есть китайские, арабские кварталы, африканские, например. Да, конечно, есть определенные зоны компактного проживания, например, около рынков, но это не критично. Анклавы - это замкнутые районы, со своими вывесками, на своем языке, как в Чайнатауне. Такого, конечно, в Москве нет. Есть тенденция к превышению одной национальности, проживающей в отдельном районе. Мы не должны ни в коем случае допускать появления таких анклавов.
Надо понимать, что есть внятная линия города в межнациональном общении. Мы все должны ощущать себя, прежде всего, москвичами. Мы москвичи, а потом уже все остальное. Есть внятная политика Совета по делам национальностей. Это орган хоть и консультативный, решает многие вопросы, реализует спортивные, культурные мероприятия и другие. Именно через этот совет идет общение с диаспорами и общинами. Для этого у нас есть Дом национальностей. Он не политизирован и открыт для всех. Следует отметить, что он заполнен представителями общин, там очень плотный график.
Чего не хватает городу в ведении национальных вопросов?
Не хватает инструментов на местах, на уровне округов. Сейчас ситуацию с межнациональным общением на местах никто не отслеживает. Комитет, конечно, собирает информацию, но без инструментов на местах это крайне сложно делать.
Как же Комитет собирает информацию?
Мы собираем данные из проведенных мониторингов, опросов, статистки ГУВД, ФМС по Москве. Однако для того, чтобы не только собиралась эта информация, но и своевременно принимались меры, чтобы была обратная связь между префектурами и комитетом, должен быть орган или люди, которые будут заниматься этим "на земле".
Я прекрасно понимаю, что в период кризиса никто дополнительный штат не выделит. Это нормально, надо экономить деньги и все это понимают. Но я считаю, что мы должны создать рабочие группы при префектурах, куда бы входили и представители управ, и ФМС, и образования, и социального комплекса, то есть те, кто каждый день имеет дело с национальными вопросами. Конечно, в составе групп должны быть и представители комитета. Эти группы будут собираться на регулярной основе. Тогда мы будем понимать ситуацию на местах. Тогда мы будем знать все "искрящие контакты" и работать превентивно на предотвращение "пожаров". Тогда нам будет проще влиять на эти вопросы и эффективнее решать их. С этим мы будем выходить на ближайшее заседание правительства.
Расскажите о проблемах в образовании
Тут два вопроса - школьное и высшее образование. Вопрос школьного образования очень важен. Именно здесь формируется понимание национальных вопросов. Поэтому мы будем активно проводить линию, чтобы в учебной программе школ появился курс по межэтническому взаимодействию и межэтническому миру. Это должен быть отдельный разговор с учениками, который должны вести профессионалы. Важно создать группу, куда вошли бы специалисты, которые могли бы работать с представителями префектур, учителями. Это связано с тем, что многие даже не знают с какой стороны к этим вопросам подойти. Конечно, будем проводить многонациональные вечера в школах. Представители разных культур, общаясь на таких вечерах, быстрее находят общий язык.
А студенты?
Это не простой вопрос, хотя уже есть решение. Это решение - создание Союза студенческих землячеств. Первый съезд пройдет в сентябре, когда все вернутся с каникул. Наша задача помочь всем приезжим адаптироваться в необычной для них среде мегаполиса. Приехав сюда, они начинают жаться друг к другу, то есть эти землячества по факту уже существуют, они и так стараются держаться вместе. Так вот мы хотим просто поработать с ними. Нам надо объединить их общими задачами, культурными, спортивными любыми другими. Надо, чтобы на этом съезде они поварились как бы в одном котле и толк из этого будет.
А конфликты в университетах бывают часто?
Конфликты есть, но только потому, что в некоторых вузах этими вопросами занимаются крайне слабо. Это и натолкнуло нас на идею заняться проблемой. А там, где работа эта поставлена, проблем почти нет.
Михаил Юрьевич, ранее говорилось о создании карты национальной напряженности Москвы, сейчас работа закончена?
Да, карта готова. Это наш ориентир, где нам надо еще поработать. Причем надо понимать, что есть постоянные жители - это уже москвичи. Я не имею в виду тех, кто приезжает сюда работать, это трудовые мигранты. В Москве есть те, кто живет здесь постоянно, уже много лет. Надо понимать, что чем активнее развивается мегаполис, тем более многонациональным он становится. Это объективно и естественно.
Скажите, на вашей работе как-то сказывается сокращение квот для мигрантов?
Вопрос заключается в изменении федерального законодательства. Вот это первая задача. Представьте, любой может приехать сюда на три месяца, и его пребывание даже не оговорено в течение какого-либо срока. Он приезжает, находится здесь в течение трех месяцев (даже неизвестно, нашел он тут работу или нет) потом уезжает на границу, ставит там печать и опять возвращается. Ну мы же давно предлагали в федеральный закон добавить формулировку - "три месяца в течение года".
О чем вообще можно говорить, если они въезжают по внутренним паспортам. И потом даже в их внутренний паспорт не имеет права наш пограничник поставить штамп о въезде. Вместо этого дается "бумажка", квиток какой-то, который легко потерять, подделать. Вот это проблема. Работодатели, подающие заявки, должны сами подбирать рабочую силу и получать разрешения. А фактически разрешения каждый мигрант получает индивидуально.
Более того, рабочий получает разрешение на работу до того, как пройдет медицинское освидетельствование. Поэтому там и выявляемость болезней высокая. Там чего только нет. И туберкулез, и СПИД, и гепатит, и многое другое. По-хорошему, должно быть только наоборот.
Поэтому мы говорим, что нужен целый набор корректировок, которые будут регулировать миграционные вопросы. Именно неконтролируемые мигранты создают тот негативный фон, который потом будет передаваться остальным.
Расскажите, а к вам не обращались диаспоры, которые работали на Черкизовском рынке?
Нет, не обращались. Есть диаспоры, которые предпочитают "не светиться", а решать свои вопросы сами. Это как раз китайская и вьетнамская диаспоры. Тут надо не к нам надо обращаться, а в правоохранительные органы. Это вопрос хозяйственный, не надо его в плоскость национальных отношений переводить, это недопустимо.
Важно понимать, что есть криминал, а есть вопросы межнационального общения. Надо каждый такой случай внимательно изучать, прежде чем говорить о национальном. Бывает экономические и хозяйственные конфликты представляют как национальные вопросы. Нередко происходит подмена понятий, бытовые конфликты иногда преподносятся как межнациональные, хотя таковыми и не являются.
А какая диаспора в Москве самая большая?
Самая крупная диаспора - азербайджанская, порядка миллиона человек. Сопоставима по размеру диаспора татарская. Кто-то более закрыт, а кто-то активно участвует в общественной жизни. Они все разные
А как обстоит дело с националистами в Москве?
У них странная позиция. Я бы сказал, позиция меньшинства, ущербная. Если бы их стремления проявлялись в увеличении рождаемости русского населения, в борьбе с пьянством, повышением уровня образования... Но многие ведь просто кричат: "Давайте выгоним всех нерусских", по-моему, это позиция слабого.
А вы контактируете с ними?
Да, у нас есть контакт с умеренными и вменяемыми националистами. Сложнее и опаснее молодежные группы, которые неподконтрольны никому. Они существуют по принципу банды, а действуют по принципу "партизанщины". Именно они и совершают как раз самые опасные и гнусные преступления.
Интервью подготовил Антон Мастренков