Москва / Эксклюзив 24 декабря 2009 г. 12:00

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов: Наши объятия открыты, а бросится в них кто-то или нет - это их дело

Председательствующий в Мосгордуме свыше 15 лет Владимир Платонов 24 декабря отмечает 55-летие. Накануне этой даты В.Платонов рассказал "Интерфаксу" о некоторых итогах работы Мосгордумы в сложный кризисный период 2009 года, об особенностях работы столичного парламента.

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов: Наши объятия открыты, а бросится в них кто-то или нет - это их дело

Владимир Михайлович, прошедший год был сложным, кризисным, и выборы в столичный парламент прошли скандально. Какие особенности работы думы за минувший год вы можете отметить?

Самое главное, что Московская городская дума продолжала энергично работать невзирая на выборы, прошедшие в октябре. Даже тогда у нас был незначительный перерыв в работе, и буквально на десятый день после выборов Мосгордума продолжила свою работу уже в новом составе.

Проект бюджета города на 2010 год начинал рассматривать один состав Мосгордумы, а поправки к нему рассматривал и принимал в окончательном чтении уже обновленный состав думы.

Еще два важнейших документа, которые рассматривались в этом году - актуализированный Генплан развития Москвы до 2025 года и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) в городе перешли от рассмотрения Мосгордумы четвертого созыва к составу думы пятого созыва.

Мы создали механизм, по которому все вопросы нового строительства и развития города власть решает не самостоятельно, а в ходе консультаций с гражданами. Жители приняли самое активное участие в слушаниях по проектам Генплана и ПЗЗ. Было подано множество конструктивных предложений; мы получили замечания, поражающие своим профессионализмом и компетентностью. Многие позиции, высказанные москвичами на публичных слушаниях, нашли свое отражение в получившемся документе.

Когда оба документа будут приняты?

Стараемся максимально быстро их принять. Впервые принимаются такие объемные документы: в приложении несколько десятков томов таблиц, где каждая таблица несет в себе информацию, как будет развиваться та или иная городская территория в ближайшие годы.

На чем пришлось экономить депутатам в кризисный год?

На всем, что возможно. Мы отказались от проведения в думе капитального ремонта, не стали проводить замену мебели, отказались от премий, ввели мораторий на продвижение по службе и прием новых сотрудников, резко сократили командировки и так далее, вплоть до печати документов с двух сторон листа в целях экономии бумаги. В целом же за год Мосгордума сэкономила и вернула в городской бюджет более 200 млн рублей, подчеркну, без каких-либо тяжких последствий, нарушающих деятельность городского парламента.

Но самое главное, что власти нашли возможность сохранить в полном объеме городскую систему социальной защиты, и, сокращая доходную часть бюджета, мы в полном объеме сохранили финансирование социально-значимых статей. Доля таких статей возросла в объеме всего бюджета и теперь превышает 50%.

Парк автомобилей, обслуживающих депутатов, не обновлялся давно...

Мосгордума никогда не имела своего автохозяйства. Мы пользуемся машинами, которые предоставляются нам на основании ежегодно заключаемых договоров о транспортном обслуживаниии ФХУ мэрии. Эта традиция идет еще с 1993 года, когда мэр издал распоряжение о том, что депутаты Мосгордумы обеспечиваются транспортом на уровне министров правительства Москвы. Сейчас кризис, власти экономят в том числе и на транспорте, и замена автопарка не совсем своевременна (за исключением случаев, когда автомобиль выходит из строя или начинает большую часть времени проводить в сервисе). Вообще, депутаты никогда не придавали особого значения тому, на каких машинах ездить. Многие и на метро ездят, причем годами, и пешком ходят. Я, например, знаю, что пешком добраться от здания думы на Петровке до здания мэрии на Тверской, 13 гораздо быстрее и удобнее, чем на авто, поэтому сам часто хожу этим маршрутом.

В первом чтении принято постановление о создании Консультативного совета при думе, куда войдут представители партий, не прошедших на выборах в Мосгордуму. А если ряд партий откажется работать в нем…

Кто хочет работать, ищет возможность. Кто не хочет - ищет причину. Нам похвалы не нужны, но решение московских властей о создании такого совета может быть признано положительным опытом. Ряд партий участвовал в выборах, но не прошел в думу, мы все равно должны услышать голос людей, избиравших за своих представителей, не прошедших в новый состав парламента.

Консультативный совет - не панацея от всех бед. На самом деле любой москвич может узнавать о деятельности Мосгордумы, может обращаться к депутатам со своими предложениями, высказывать свою позицию, предлагать законодательные инициативы. Точно также партии: если они реально хотят активно участвовать в жизни города, никто не возбраняет им вносить свои предложения, делать замечания. Теперь эту работу мы систематизируем. Образно говоря, мы открываем объятия, а бросится кто-то в них или нет - это их дело. Главное мы создаем условия для активной работы партий. Воспользуются ли они такой возможностью - увидим. Это дело этих партий

Но ни в коем случае совет не будет пустой говорильней, и не будет плотиной, которая будет останавливать и регулировать прохождения тех или иных законов в Мосгордуме. Совет - это возможность для политиков получать достоверную информацию, высказывать свое мнение и участвовать в работе над законами. Но, конечно, такой орган не может подменять сам парламент.

Когда совет сможет приступить к работе?

Пока документ принят в первом чтении, много было критических замечаний при его обсуждении, но я думаю, что за январь-февраль доработаем этот документ. На поправки мы взяли три недели до 25 января, и, думаю, что мы обойдемся без трех чтений.

Поддерживаете ли вы идею установления выборов только по партспискам на всех уровнях представительной власти?

Уже есть такое законодательное предложение, на которое Мосгордума дала отрицательный отзыв. Пока у субъектов Федерации есть необходимость сохранять мажоритарную систему наряду с пропорциональной. Конечно, есть зарубежный опыт, когда на всех уровнях выборы идут по партийным спискам. В этом случае перед глазами избирателей не всегда стоят личности, они видят лишь названия партий. Но надо сказать, что в Германии подобная система существенно снизила активность на выборах в органы местного, городского самоуправления. Партиям пришлось привлекать на выборы людей уважаемых, известных, но не имеющих отношения к самим партиям. За счет этого повышалась активность избирателей и интерес к выборам.

Мажоритарная же система выборов сама по себе является "конкурсом" известных людей, которым доверяют. Поэтому мы считаем, что пока рановато полностью переходить на партсписки.

В Москве среди других регионов страны больше всего избирателей, но меньше всего депутатов - 35…

В Москве это действительно так. Можно обсуждать, хороша ли цифра 35 или будет уместно 98 или 162. Или необходима пропорция: 162 разделенная на количество избирателей региона или 35, разделенная на 15 млн. Это все математика, а во власти, в политике есть много других корректирующих показателей: плотность населения; на освобожденной основе работают депутаты, либо где-то еще работают и приезжают только на сессии. Можно еще несколько показателей придумать и их обсуждать.

Я думаю, что предложение президента, озвученное в Послании Федеральному Собранию, и соответствующая законодательная инициатива внесены не с целью изменить численность депутатов Мосгордумы. Как только эти документы будут внесены в Госдуму, они поступят к нам, и мы их внимательно изучим.

Есть проблема, когда небольшое население субъекта Федерации обременяется немалым аппаратом. Кстати, в том числе из-за этого и произошло объединение ряда регионов. Были два небольших по численности жителей региона, а в каждом - свои правительство, парламент и другие структуры власти. Такая ситуация создавала повышенную нагрузку на бюджет, а значит и на граждан.

Некоторые журналисты задают мне вопрос: "А где вы будете ставить дополнительные столы для депутатов, если будет принято решение об увеличении состава Мосгордумы до 50 или 75 человек?" Я отвечаю: "А куда мы денем лишние столы, если по закону будет принято, что должно быть 25 депутатов?" Пока не следует гадать на кофейной гуще. А позицию Мосгордумы вы узнаете, как только мы увидим законодательную инициативу.

Вообще, я не считаю, что при большем числе депутатов будет лучше работа. Здесь предпочитаю мудрость Суворова: надо воевать не числом, а умением. У нас единственный региональный законодательный орган в России, где все депутаты работают на профессиональной основе. Профессиональный парламент дает значительную фору парламентам, где часть депутатов работает факультативно.

Недавно лидер ЛДПР Жириновский обещал добиться "дачной амнистии" для жителей "Речника".

Он говорит, что кого-то спасет, и называет решения федерального суда "произволом", обещает, что поставит этот вопрос в Госдуме. Но это очередной обман граждан, и такие обманы уже были. Бывает, что происходят конфликты между властью и гражданами, но чем меньше таких конфликтов, тем мудрее работает власть. Меня возмущает, что люди находящиеся во власти, безответственно относятся к тому, что говорят. Они не имеют права обманывать граждан, обнадеживать их в такой ситуации. Любой человек имеет право пообещать только одно - я добьюсь в судебном порядке отмены этих решений, а не призывать не повиноваться, способствовать актам сопротивления.

Если говорить о "Речнике", "Огороднике", мы фактически отвечаем за чужую немудрость власти. Еще 50 лет назад эту землю отдали в пользование, и не предвидели тогда, что эта территория Подмосковья станет частью Москвы, что столица будет активно застраиваться, и что не будет прописки, которая позволяла бы регулировать количество москвичей. Сейчас мы продолжаем выполнять решение президиума Моссовета, принятое в 1980 году об освобождении этой земли. Вопрос, подо что отдавать земельные участки, давно решен - они являются частью Москворецкого парка, и там кроме зоны отдыха и, возможно, спортивных сооружений ничего не будет.

Почему же решение Моссовета не было исполнено еще в 80-е годы?

Я тогда не был во власти и не знаю, почему решение принято и не исполнено. Может перед Олимпиадой не хотели, или из-за чего-то еще. Факт в том, что территория, предоставленная под огороды, не может рассматриваться как основание строить на ней коттеджи. Гарантирую, что никаких документов права собственности на землю, которые позволяют там строить капитальное жилье, не было. Иначе власти не выиграли бы это судебное решение.

К тому же там есть и федеральная собственность. Позиция федеральных властей точно такая же - освобождать территории от незаконных строений.

Что касается тех, кто считает, что государство не компенсирует им их затрат, считаю, они вправе обратиться к своему депутату, есть опыт, когда мы компенсировали гражданам потерю садовых участков по тем или иным причинам. Выдавали компенсацию за то, что размещено на земельных участках законно.

Вы работаете в Мосгордуме уже 16 лет, не скучаете по прежней работе в прокуратуре?

Не дают скучать. Любой работник прокуратуры занимается правозащитной деятельностью, соблюдением законности. Этим я занимался в прокуратуре, меня учили там защищать граждан, и этот опыт применяю в думе. Ну а прокурорской формы я тогда так и не сшил.

Чем отличается работа Мосгордумы от работы других парламентов?

Парламенты являются представительными ветвями власти, что их объединяет, а в остальном все в их работе различно. Но за все последние 16 лет у нас не было ни одной драки законодателей.

Московская городская дума еще до революции отличалась, например, от Киевской: в Московской в зале заседаний не приходилось гасить свет для разборок, проходило без скандалов. В Киевской гасили свет, чтобы переставали драться.

Не собираетесь писать мемуары?

Во время работы в прокуратуре, и когда был свободным юристом, я вел ежедневники. А с 1999 года перешел на электронные записи, но эти записи не для публикации. Если я когда-то задумаю что-то публиковать, то может это будут воспоминания следователя.

В подобной книге могут быть описаны конкретные дела, о которых никто ничего не знает, кроме узкого круга людей. Это взгляд на расследования, на то, что тогда происходило. А работа председателя Мосгордумы предельно прозрачна, здесь тайны следствия нет, каждый может узнать, что делал председатель думы, как ведутся заседания. Никого не интересует, что делал депутат, интересен результат, какой закон принят.

Во время перестройки наши граждане смотрели по телевизору первые заседания Верховного совета, а потом всем надоело, потому что это слова, а люди хотят видеть дело.

Вы говорили, что рабочий день депутата длится весь срок его полномочий, удается отдыхать?

Высыпаться надо. Отдых за границей мне доставляет меньшее удовольствие, чем в Подмосковье на природе. Аэропорты, гостиницы, музеи, искусственно посаженные пальмы. Отдых за границей может продолжаться для меня максимум неделю, а потом хочется на Родину.

Интервью подготовил Юрий Кологорцев.