Москва / Эксклюзив 26 мая 2009 г. 18:08

Ректор МГАХИ имени Сурикова Анатолий Бичуков: В искусстве возраст не играет роли

Ректор МГАХИ имени Сурикова Анатолий Бичуков: В искусстве возраст не играет роли

Народный художник РСФСР, ректор Московского государственного академического института имени Сурикова, художественный руководитель Студии художников МВД имени Верещагина Анатолий Бичуков 24 мая отметил свое 75-летие. О своих творческих планах он рассказал в интервью "Интерфаксу".

Анатолий Андреевич, к вашему юбилею в залах Академии художеств на Пречистенке открылась выставка, наверное, у вас есть любимые работы, есть новые задумки?

Есть иллюзия, что кто-то отмечает какие-то из своих работ, я не отмечаю. Для меня главное - работа. Да, есть эскизы, есть задумки. Мне их надо осуществить. И дело совершенно не в возрасте. В искусстве возраст не играет роли. Сейчас хочу новый вариант поэта Есенина создать, стараюсь выполнить серию портретов своих современников, но пока не определил, кого выбрать в качестве модели. На днях только вернулся из Южной Кореи, куда ездил как ректор МГАХИ по программе обмена студентами.

Чувствуете возраст?

Нет. Еще хочется работать, и буду творить дальше. Главное - заниматься своим делом.

Вы много лет работаете с молодежью, руководите престижным художественным вузом. Какие они, молодые художники?

Могу сказать, что молодежь сейчас хорошая, что бы ни говорили. Ребята прекрасные, одержимые, талантливые, я с уважением к ним отношусь. Они очень много и блестяще работают, участвуют в выставках. Мы о них стараемся заботиться, как можем, создаем условия. Хотелось бы, чтобы их работы покупали. Молодому художнику надо на что-то существовать.

Есть ли проблемы в современном художественном образовании?

В образовании я пока не вижу проблем, все нормально. У нас свое направление, художественное образование, творчество. Мы гордимся институтом, сохраняем традиции и одновременно совершенствуем новые формы. Непонятен для меня единый госэкзамен. Это, по-моему, несерьезно. Что значит единый? Как в художественном или театральном вузе может быть все единое? Творческие вузы имеют свою специфику, нюансы. Люди, которые это придумали, мыслят однообразно, и хотят, чтобы остальные думали так.

Вы видели разные эпохи жизни страны: когда художнику в России было легче - сейчас или несколько десятков лет назад?

Мне никто никогда не мешал, я работал и тогда, и сейчас. Это бездельникам кто-то мешает. И в советское время хорошее было, и заказы были, о молодежи заботились. Например, заканчивает молодой художник институт, ему министерство культуры и Союз художников давали заказ, предоставляли условия, мастерскую. Сейчас же ситуация кардинально изменилась. После окончания института молодому художнику не на что жить. Кто будет сейчас его поддерживать? Никто. Но у каждого судьба по-разному складывается. Молодые художники выкручиваются, кто как только может. Но молодому художнику всегда трудно было, и во всем мире также, это естественно.

Как вам кажется, какой памятник или композиция могла бы украсить московские улицы?

Не могу сказать, это будет непрофессионально. Мы находим место, смотрим с архитектором, насколько подходит та или иная композиция, многое зависит от самой работы, кто и как ее делает. Любая работа может быть установлена, если найдет свое место. А так просто "лишь бы поставить", ради чего? Она должна отражать идею, либо решать художественную, пластическую задачу.

Вы хотели бы увидеть свои новые работы на московских улицах?

У меня достаточно установлено работ. Я не жадный. Если выиграю конкурсы, пусть поставят, я буду благодарен. Не так давно поставили мою работу - памятник митрополиту Московскому и Калужскому Платону возле храма Иверской иконы Божией Матери на территории Николо-Перервинского мужского монастыря в Москве. Год над ним работал.

Кто-то говорит, что Москва переполнена памятниками, особенно ее центр

Я так не считаю. Москва не переполнена памятниками. Всегда кому-то что-то не хватает, а кому-то наоборот много. Идет исторический процесс, создаются новые монументальные произведения. И даже в центре столицы все скромно. В Европе тоже ничего особенного нет. Например, в Италии эпоха Ренессанса дала много произведений, которые остались, а современных мало. А Москва - красивейший город. Вот в новых районах произведений пока нет. Да и в стране денег нет, кризис.

Художники чувствуют на себе этот кризис?

Кто-то придумал кризис, он у кого-то, кто денег наворовал. А люди как работали, так и работают. Для творческих людей духовного кризиса нет, будем работать и дальше.

Вам нравится современная Москва?

В Москве все нормально, прогресс и в строительстве, и в архитектуре, и чище стало…

Нравится современная архитектура столицы?

Что-то в архитектуре нравится, что-то нет. Не обязательно, чтобы мне нравилось, важно чтобы другим нравилось. Каждый воспринимают по-своему.

В последние два десятилетия некоторые памятники в городе потеряли свои привычные места

Это вредительство. Но, к сожалению, памятники всегда сносили. Я убежден, что нельзя трогать сделанное предшественниками. Если хороший памятник - ставь новые в новых районах. Вот работа выдающегося скульптора Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Она стала символом ХХ века. Зачем убрали работу? Отреставрировать? Я этого не вижу. "Реставрацией" занялся какой-то дилетант, который себя выдал за скульптора. Это шарлатанство. Был он когда-то в комбинате рабочим и теперь влез в это дело. Когда всякие проходимцы берутся за ответственное дело, это ужасно. Все должно быть профессионально. Теперь распилили работу, она валяется, разрушается. Этого не надо было делать, только внутри каркас приварить хорошо и некоторые листы поменять. Там ничего страшного не было, хороший металл, тонкий титан. Зачем произведение великого скульптора доверять случайному человеку? Работа Мухиной - это целая эпоха, и сама композиция эпоху определяла. Кто давал право варварам ломать работу великого скульптора? Даже если ее восстановить, это будет уже не та композиция.

До сих пор идут разговоры вернуть Феликса Дзержинского на Лубянскую площадь

Тоже гениальная работа Евгения Вучетича. Это величайший скульптор. А потом это же Дзержинский, кому плохого сделал? Он далек был от репрессий, он восстанавливал, с бандитами воевал. А сейчас бандитизма больше стало - жулик на жулике. Вот нужен сейчас Дзержинский, но его нету. Поэтому и Дзержинского не надо было трогать. Композиция дополняла площадь, красивая скульптура стояла. Но восстановить уже невозможно, так как это будет уже не тот памятник. За рубежом много памятников стоят, никто их не трогает. Меняются эпохи, руководители, а работы остаются. А сломать можно так, что потом не восстановишь. Никого не надо трогать. Не вы ставили, не вы ломайте. Со временем все устоится, растет новое поколение, хорошие люди.

В Москве из более чем 80 памятников Ленину около 20 были снесены

Такое количество установленных памятников тоже много. Зачем их столько? Все такие серые, бездарные. Надо было одного Ленина ставить, но хорошего.

Ваши любимые места, города?

Люблю Нижний Новгород, Москву люблю по-настоящему, хороший город, Переславль-Залесский, красивый город. Все мы любим свою Родину. Люблю и Казань, где не так давно создали филиал МГАХИ имени Сурикова.

Интервью подготовил Юрий Кологорцев

СПРАВКА:

Работы действительного члена Российской академии художеств А.Бичукова представлены в Москве памятником поэту Сергею Есенину на Тверском бульваре, монументом "Благодарная Россия - солдатам правопорядка" на Трубной площади в Москве и многими другими. Скульптурные композиции А.Бичукова установлены в различных городах России - Воронеже, селе Константиново Рязанской области, Ульяновске и многих других. Его работы также представлены в Италии, Германии, Швеции, на Кубе, во Вьетнаме и даже в Ботсване.