Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС или просто Президентская академия) Владимир Мау рассказал в интервью "Интерфаксу" об основных трендах и перспективах развития образования в России.
- Президентской академии исполнилось 5 лет. Но при этом говорят, что РАНХиГС – это вуз с почти вековой историей. Как так получилось?
– Да, 5 лет назад указом президента Российской Федерации были объединены Академия народного хозяйства при правительстве РФ (АНХ) и Российская академия государственной службы при президенте РФ (РАГС), а также 12 региональных вузов. Было создано учебное заведение, способное решать любые образовательные задачи на территории всей страны. Этот проект объединения стал экспериментом: после нас в образовательной сфере начались укрупнения вузов, хотя таких же масштабных объединений, как наша академия, больше не было.
Впрочем, было бы неправильно говорить, что нам пять лет. Академия ведет свою историю еще с начала ХХ века и основана на традициях отечественного управленческого образования. Наша история достаточно длинная. В основе РАНХиГС лежат управленческие школы Советского Союза, начиная от Института красной профессуры 1920-х годов. Это наследие любопытным образом прослеживается по нашей библиотеке, которая включает в себя фонды Императорского пажеского корпуса, Государственной думы начала ХХ века, фонды учреждений подготовки политических и хозяйственных кадров советской эпохи.
Сегодня РАНХиГС является одним из самых крупных университетов России и Европы с филиалами по всей России.
– Чем отличается объединенная академия от других российских вузов?
- Наш вуз решает четыре крупные задачи. Президентская академия – это университет, школа госуправления, бизнес-школа и экспертно-аналитический научный центр. Еще одним преимуществом Академии является обеспечение непрерывного образования. РАНХиГС – это единственное российское учебное заведение, среди студентов и слушателей которого доминируют профессионалы – люди с практическом опытом работы. Тогда как студенты, пришедшие со школьной скамьи, составляют абсолютное меньшинство. К нам приходят профессионалы, которые инвестируют свое время и деньги, чтобы учиться у нас.
Особенностью академии является ее структура доходов. Более половины доходов мы зарабатываем сами, их дает образование. И это тоже очень важно. В то же время, одной из проблем, с которой мы сейчас сталкиваемся, является глобальная конкуренция на рынке образовательных и экспертно-консалтинговых услуг. Причем для нас источником этой конкуренции являются отнюдь не вузы (точнее, не столько вузы), а сколько крупные бизнес-структуры, для которых образование и консалтинг являются дополнительными источниками развития. Но чем сильнее конкуренция, тем сильнее мы становимся.
– В современном меняющемся мире сфере образования также необходимо меняться. Какие основные мировые тренды развития образования Вы можете выделить?
– Если говорить про мировые тренды, то образование требует все больше времени, человек дольше находится в системе формального образования, не говоря уже о неформальном. Высшее образование, становясь массовым, становится и очень разным. Возрастает конкуренция между вузами за студентов, за преподавателей и за науку. Среди трендов, прежде всего, глобализация рынка образования, развитие технологий электронного обучения, появление на рынке новых игроков в виде корпоративных университетов, образовательных корпораций, формирование ситуации гипердоступности информации, усиливающаяся роль СМИ и интернета в процессах образования. Все это создает принципиально новый контекст для развития российской системы образования, требует ее ускоренной адаптации к новой ситуации с присущими ей новыми вызовами.
Другим важным вызовом и трендом является то, что меняется и рынок труда. Так, часть самых востребованных профессий современности не существовала еще 10 лет назад, а не все современные вузы успевают соответствовать новым требованиям экономики. РАНХиГС сейчас дает возможность абитуриентам выбирать из широкого спектра образовательных программ: управленческих, экономических, юридических, гуманитарных. Это и путь к индивидуализации программных траекторий – еще одной важнейшей особенности образования в XXI столетии.
Современный человек вынужден постоянно учиться. В школах и университетах люди должны получать образовательные и нравственные ориентиры. Предназначение современного образования состоит в том, чтобы научить думать, размышлять, мыслить - научить учиться.
– Ваша академия учит чиновников, в том числе действующих. Чему они учатся?
- Для университета главное – получить хороших студентов и, не испортив их, удовлетворить их потребность в знаниях. Если у вас хорошие студенты на входе, то у вас хорошие выпускники на выходе. Через нас проходит в год около 200 тыс. студентов и слушателей, из которых студентов примерно 40 тыс., все остальные – это практики: предприниматели и менеджеры, чиновники, руководители госучреждений.
Не имеет смысла говорить мне: "Я хочу у вас поучиться – куда к Вам поступить?". Правильнее сказать: "Я хотел бы в будущем работать там-то, получить такую-то квалификацию". И тогда можно обсуждать, как и где для этого надо поучиться.
У нас есть программа высшего кадрового резерва, где обучаются 25-30 человек, это молодые чиновники достаточно высокого уровня. Они разрабатывают проекты, которые им были бы интересны для реализации с учетом их опыта. С этого года академия также будет обучать представителей базового и перспективного уровней резервов. Мы стараемся "затачивать" программы под то, что нужно слушателям и их работодателям (это, прежде всего, в заказываемых нам корпоративных программах). Наша задача – предлагать максимально индивидуализированные варианты образовательной траектории слушателей.
Подготовка государственных служащих – важнейшая функция РАНХиГС, во многом ради которой и создавалась академия в ее нынешнем виде. В этом мы довольно существенно продвинулись. Помимо концентрации здесь всех трех уровней кадрового резерв (высшего, базового и перспективного). Очень важной темой последних двух лет была разработка и доработка системы оценки кадров, которая была фактически положена в основу формирования кадрового резерва под патронажем президента. Мы также активно внедряем систему личностно-профессиональной диагностики кадров в регионах, ведомствах и партиях.
– Какие основные проекты академии в сфере госслужбы?
– Очень важной для формирования единства академии стала сетевая программа по управлению в социальной сфере (руководители учреждений, а также муниципального и регионального уровня). Она продлена, и с конца этого года к руководителям из области здравоохранения и образования добавляются руководители в области культуры.
Мы провели оперативную подготовку госслужащих в Крыму. Академия занималась консалтингом федеральных и региональных органов власти, среди которых правительство Москвы, Томска, Иваново и в ряде других регионов. У нас неплохо развиваются отношения с Агентством стратегических инициатив (АСИ) по продвижению ряда проектов, и сейчас перед нами стоит сложнейшая задача по подготовке и формированию региональных инвесткоманд. Президент поручил академии и АСИ создать центр обобщения и распространения лучших практик в области бизнес-климата и инвестиций по регионам.
Известна наша антикоррупционная программа. В конце мая Сбербанк и академия провели семинар для правительства Российской Федерации.
– А что делает Президентская академия в сфере бизнес-образования?
- На российском рынке РАНХиГС является как родоначальником бизнес-образования в России, так и лидером в области бизнес-образования. При участии РАНХиГС была учреждена Российская ассоциация бизнес-образования. Академия установила стандарты MBA в нашей стране. В академии реализуются 43 программы Master of Business Administration, 5 программ EMBA, 5 программ DBA. Более 37 тыс. человек закончили программы MBA РАНХиГС. В Академии больше всего программ, имеющих международную аккредитацию, - 10. Нет ни одного другого российского учебного заведения, где было бы столько же программ, аккредитованных основными международными ассоциациями бизнес-образования. Более 300 выпускников академии входили в список лучших менеджеров России.
- Какие задачи для РАНХиГС и российской системы образования в целом Вы видите на ближайшие 5 лет?
- Быть лидерами в области прикладного гуманитарного образования, активно развивать соответствующие нашему профилю исследования и консалтинг.
Впрочем, меняются условия, в которых действует система образования, и меняется понимание того образования, которое общество готово оценить, как качественное. Изменение социально-экономических условий ставит новые задачи перед системой высшего профессионального образования, в том числе и перед РАНХиГС.
Так, трансформируются социальные функции образования. Это вызывает необходимость выработки новой модели обучения, предполагающей личностно-ориентированный подход. Необходимо формирование современного конкурентоспособного специалиста. Наша цель – не просто подготовка специалиста, мы стремимся обеспечивать многогранное развитие личности и удовлетворение потребности общества в квалифицированных конкурентоспособных кадрах. Здесь следует отметить, что наша основная функция – готовить управленческие кадры, которые будут формировать повестку дня в регионе, стране и в мире. И поэтому нам особенно важно способствовать формированию многогранной гармоничной личности и профессионала высокого класса.
Достижение подобной цели не может быть реализовано простым увеличением ресурсного обеспечения существующих программ и направлений деятельности. Нам требуются новые стратегии и принципы, способные обеспечить быстрый рывок в новое качество.
– Какие основные направления образования вы развиваете?
– Основной задачей академии является прикладное социально-экономическое гуманитарное образование. И в этом смысле я не вижу для нас перспектив превращения в классический университет с программами естественного, технического и математического профиля. Это не исключает, скажем, развития в академии инженерно-экономического образования, которое мне представляется очень перспективным.
Задача подготовки чиновников, и вообще государственных служащих, которая является одной из основных задач нашей академии, сложная. Я, как человек, пришедший из бизнес-образования, понимаю, что одной из основных проблем образования госслужащих является отсутствие эффективного спроса. Вот в бизнес-образовании люди платят свои деньги или деньги своего предприятия и требуют определенного качества. В образовании госслужащих за них платит бюджет, им нужно свидетельство о том, что они прошли подготовку. Это по-другому выстраивает отношения, скажем, "преподаватель – слушатель". В связи с этим мы ставим вопрос о необходимости глубокой трансформации подготовки государственных служащих. Но это отдельная тема, которую можно долго обсуждать.
– Как контролируется качество образования в региональных отделениях РАНХиГС?
– Контроль качества образования в филиалах РАНХиГС осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Среди филиалов проводятся плановые и выборочные внеплановые проверки на соответствие требованиям Минобрнауки России и Рособрнадзора. На постоянной основе происходит сбор аналитической информации, ежеквартально филиалы заполняют информационную базу "Региональная сеть". Контролируется качество образовательной деятельности в рамках государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
Подходы к системе обеспечения качества образовательного процесса постоянно совершенствуются. Например, Северо-Западный институт управления РАНХиГС (СЗИУ) в настоящее время наряду с традиционными мероприятиями переходит к комплексному оцениванию условий для качественной образовательной и научной деятельности. Главными в оценке эффективности образовательной деятельности становятся результаты образования.
Но главное - контроль качества со стороны тех, для кого Академия работает - студентов и слушателей. У нас растет ЕГЭ поступающих студентов. Существенно возрос приток в магистратуру. К нам активно поступают профессионалы на программы дополнительного образования.