Нет ни одного района в столице, где люди не страдали бы от пробок и дефицита дорог и развязок. Буквально несколько лет назад в Москве было положено начало целому ряду громких и амбициозных дорожных проектов: создание вылетных магистралей без светофоров, строительство четвертого транспортного кольца и дублеров основных трасс. Но кризис вносит свои коррективы. О том, как ведется строительство "Большой Ленинградки", будет ли открыт Крестовский путепровод и какая судьба ждет четвертое транспортное кольцо, в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко.
Александр Николаевич, по некоторым данным в Москве есть дефицит дорог. Вы с этим согласны? И реально ли в ближайшее время покрыть этот дефицит?
Дорог действительно не хватает нашему городу, потому что ситуация в Москве постоянно меняется. В 60-70х годах в Москве вообще не строились дороги, поэтому сегодня мы и столкнулись с такой проблемой. Нам сейчас нужно наращивать темпы строительства дорожных работ, что мы и делаем.
Какие районы города наиболее проблемные с точки зрения нехватки дорог?
Да практически все. Но уже в этом году будет построен Звенигородский проспект, и мы улучшим ситуацию на таких направлениях, как Волоколамское шоссе и Кутузовский проспект. В следующем году легче станет на Ленинградском шоссе, которое также разгрузит Волоколамское, Минское и Дмитровское шоссе. На юге пока сохранится не вполне комфортная ситуация, тяжело на Каширском направлении и на шоссе Энтузиастов. Но не все сразу! Мы же не можем в одночасье остановить весь город, опутав его строительными ограждениями. К тому же в сегодняшней экономической ситуации мы еще ограничены и финансово.
Известно, что бюджет дорожного строительства на этот год был сокращен
Да, действительно, сейчас наш бюджет составляет 46 млрд. рублей.
Это, безусловно, влечет за собой корректировку планов. Правда ли, что ни один новый дорожный объект в столице не будет начат в этом году?
Это правда, не один новый не начнем. Но там, где работы начались, они будут двигаться.
В этом году строители должны были выйти на стройплощадку нового участка четвертого транспортного кольца. Получается, что не выйдут?
Да, это третий участок ЧТК. К сожалению, не выйдем.
Срок окончания строительства всего ЧТК - 2015 год. Выходит, что сейчас из-за кризиса эти сроки будут пересмотрены?
Я думаю, что они будут корректироваться. Но только по итогам этого года будет приниматься решение о продолжении строительства ЧТК.
На ваш взгляд насколько затянутся сроки сдачи всего ЧТК?
Не могу сказать, потому что сейчас финансирование на первые участки оптимизировано в несколько раз. Насколько это растянет сроки проекта, мы узнаем только в конце этого, в начале следующего года.
А какова ситуация на Крестовском путепроводе?
Мы прикладываем все силы, чтобы Крестовский путепровод сделать, но на третьем этапе мы очень ограничены в средствах.
А что это за этапы?
Реконструкция путепровода ведется в три этапа. Первый - это три полосы движения, которые уже сделаны там и пущены. Второй этап - это пять полос движения, и они будут сделаны в июне этого года. Итого получим восемь полос. А всего там должно быть десять полос. Сейчас там действуют три полосы, с учетом тротуара.
Когда должен быть завершен третий этап?
Мы должны были сделать его до 1 сентября этого года, и тогда мы могли бы полностью открыть путепровод. Там у нас останется одна дорога под путепроводом, но она второстепенной важности.
Но фактически, как вы говорите, деньги есть только на первый и второй этапы. Это значит, что он не будет открыт в этом году?
Нет, к концу этого года откроем.
Как?
Мы стараемся решить проблему финансирования. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими крупными банками о кредитах московским строителям. И наши строители сейчас готовы взять эти кредиты, чтобы достроить наши городские объекты.
Это что, льготные кредиты?
Да. Мы хотели бы договориться с банками, чтобы они дали льготные кредиты строителям. Объекты, которые они строят в городе, будут включены в программу дорожного строительства следующего года, и эта программа станет своего рода гарантией правительства города, под которую банки могут выдать им кредиты. Сегодня все получают кредиты под очень высокие проценты, доходящие порой до 25%. Мы хотим договориться о гораздо меньшем проценте.
И как руководство банков отнеслось к вашим предложениям?
Я обсуждал это с руководителями некоторых банков, и они сказали, что должны подумать. Но вероятность есть.
А что это за банки, и о какой сумме идет речь?
Сейчас я не хотел бы раскрывать их названия, и цифру озвучивать тоже не могу. Все это пока на стадии обсуждения.
А какие компании таким образом будут поддержаны?
Те, кто работает на городских объектах. Согласие дали "Мосинжстрой", НПО "Космос", "Ингеоком", "Мостотрест", и "Аркс".
Александр Николаевич, в этом году на площади Тверской заставы только начнутся работы по перекладке инженерных коммуникаций, а на Пушкинской площади и вовсе тишина, и только печальные раскопки археологов. Все эти объекты входят в проект "Большая Ленинградка". Насколько все эти трудности могут отбросить первоначальные сроки проекта?
В 2012 году мы сделаем транспортную развязку на площади Тверской заставы, и таким образом запустим прямой ход по Ленинградке до Пушкинской площади.
Но 2012 год - заявленный срок окончания всей "Большой Ленинградки", а как же Пушкинская площадь?
На Пушкинской площади сложности возникли изначально. Там и у общественности были замечания к первоначальному проекту, который потом пришлось перерабатывать. Судя по тому, как развиваются события сейчас, реально пустить прямой ход до Манежки к 2015 году, не раньше.
Александр Николаевич, очень сложная ситуация на пересечении Люблинской улицы и Волгоградского проспекта. Вместо необходимой как воздух развязки, там почему-то строится удивительный торгово-пешеходный мост.
Мне известна эта ситуация. Но я хочу успокоить москвичей, уже сейчас делается проект транспортной развязки в этом месте. В следующем году этот проект должен выйти. А там, при наличии средств, приступим к строительству.
Не планируете ли вы привлекать инвесторов в дорожное строительство?
Конечно, хотелось бы, чтобы они пришли, но для них просто нет условий. Инвестор должен знать, когда он получит прибыль, а сегодня мы этого не видим. Если бы у нас были платные дороги, мы могли бы об этом думать. Но у нас нет платных дорог в городе, и мы не будем их строить. По нескольким причинам. Во-первых, это не правильно, а во-вторых - нет возможности. Чтобы поставить автоматы со шлагбаумами, нужно в несколько раз расширить дороги.
Кризис - благодатное время для разработки проектов. Есть ли какие-то интересные дорожные проекты, которые в данный момент не актуальны по причине финансовых трудностей, но к которым город обязательно вернется потом?
Есть. Нужно начинать Большое Сити - там огромная развязка, там мост через Москва-реку, там северный дублер Кутузовского проспекта. Также нужно начинать южный дублер Кутузовского проспекта, мы бы тогда разгрузили и Мосфильмовскую улицу. Нужно и продолжение самой Мосфильмовской улицы.
А что-то экстравагантное?
Есть интересная концепция архитектора Михаила Михайловича Посохина обустройства улицы Новый Арбат в пешеходную улицу. На сегодняшний день, конечно, это не актуально, а в перспективе, я думаю, вернемся к этому варианту.
В вашем департаменте в связи с кризисом не было сокращений?
У нас были вакансии, но в связи с кризисом мы не стали брать новых людей. Т.е. пока мы людей не сокращаем, но и не берем новых.
Вы уже имеете представление о том, на какой бюджет будете рассчитывать в следующем году?
Прогнозируют, что он будет примерно таким же, как в этом. Бюджет прошлого года был 75 млрд. рублей. Сегодня наш бюджет 46 млрд., а с учетом авансовых платежей прошлого года - 55 миллиардов. Если мы еще решим вопрос с банками, то тогда и вовсе выйдем на сумму бюджета прошлого года. Так что я остаюсь оптимистом, никакой трагедии нет.
А чего ждать от следующего года?
Если нашим строителям дадут кредиты, а потом они смогут их пролонгировать, то думаю, бюджет будет порядка 50 млрд. рублей. Мы хотим остаться хотя бы на уровне этого года, и тогда, возможно, сможем начать и строительство новых объектов.
Интервью подготовила Оксана Олишевская