Весной в Москве начала работать электронная торговая площадка по размещению государственных заказов. Как проходят торги в интернете, кто может принять в них участие, и в чем преимущества такой формы торгов? Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель ОАО "Единая электронная торговая площадка" Антон Емельянов.
Расскажите о своей работе, ведь вы работаете не так давно?
Да, конечно, мы работаем не очень давно. Хотя, Единая электронная торговая площадка - это компания, которая вобрала в себя весь опыт Москвы в проведении электронных торгов, которые достаточно успешно проходят уже около 3 лет. Поэтому, для компании такая деятельность не является новой. Мы развиваем уже имеющийся в Москве опыт.
Антон Андреевич, расскажите о задачах вашей компании
ОАО "Единая электронная торговая площадка" - это оператор государственных электронных закупок в России. С момента начала функционирования площадки в режиме национального оператора электронных торгов, в мае 2009 года, было проведено более 60 торгов общим объемом более 40 млн. рублей. Мы работаем как с городскими, так и с федеральными заказчиками. К тому же Москва определена в качестве одной из площадок эксперимента для государственных заказчиков федерального уровня по всей территории страны.
А вы работаете не только с городскими заказчиками?
Да, безусловно. Хотелось бы сказать, что круг будет постоянно расширяться. Эксперимент же общефедеральный. И наши амбиции простираются не только на территорию Центрального Федерального округа, но и на всю территорию России.
А уже есть победители из других регионов?
Да, конечно. И их количество постоянно растет. Потому что многие компании в регионах могут дать более выгодные условия при достойном уровне качества. Побеждая, они тем самым открывают новые возможности для своего бизнеса.
А кто является учредителем компании?
Учредители компании - департамент имущества города Москвы, Банк Москвы, ООО "Когнитивные технологии" Cognitive Technologies и ГУП "Гранит-центр".
Скажите, а где проходят торги?
В этом и преимущество электронной торговой площадки. Они проходят на официальном сайте "ЕЭТП" www.roseltorg.ru, поэтому ехать никуда не надо.
Сколько в день проходит процедур торгов?
Технически мы готовы обеспечить до 5 тыс. торгов в день. Надо понимать, что технология масштабируема, и в данном случае это вопрос дополнительных инвестиций, вопрос установки программного и аппаратного обеспечения. Поэтому объемы можно будет расширять по необходимости. Здесь, скорее, ограничения не по технике, а по объемам рынка.
Что необходимо для участия в электронных торгах?
Начальные затраты для участия в электронных торгах могут быть минимальны. Достаточно обычного компьютера и выхода в интернет. Конечно, понадобится электронная цифровая подпись. Это необходимо для того, чтобы все электронные документы носили характер юридических документов. Однако, в совокупности это все равно намного меньше, чем поездка в Москву на сам конкурс.
Расскажите о технической стороне проведения торгов?
Физическому лицу необходимо зарегистрироваться на сайте, приложить копию паспорта и заверить ее цифровой подписью. Наши специалисты проведут проверку, и если все в порядке, то в назначенный день остается только зайти в специальный раздел сайта и принять участие в торгах. Для предприятий также требуется выписка из налоговой инспекции. Это стандартная процедура, которая в налоговой занимает от 3 до 5 дней. Наша проверка выписки занимает около 20 минут. Это необходимо в связи с тем, что мы не допускаем до участия в торгах предпринимателей, занесенных в список недобросовестных поставщиков.
Легко ли освоятся предприниматели с новой системой?
Ну, тут ничего сложного нет, необходимы элементарные навыки работы на компьютере. Однако, мы готовим также и специальные обучающие материалы.
Антон Андреевич, а в чем преимущества такого проведения торгов?
Важно, что не нужно никуда ехать. Не выходя из своего офиса можно принимать участие в торгах. К тому же можно принять участие в нескольких торгах одновременно, что невозможно при другом способе их проведения. Другим преимуществом является то, что предприниматель может выиграть торги и получить государственный заказ, так и не увидев ни разу чиновника. С первого июля государственный контракт заключается через электронную площадку в электронном виде. Таким образом, мы решаем вопрос коррупции. Для этого же разработана система конфиденциальности. Участник торгов для других участников будет неизвестен. А для города? Конечно же, польза для города в снижении стоимости заказа. Уже на официальной церемонии открытия площадки за 16 минут торгов по одному из трех лотов было достигнуто снижение от стартовой цены на 70%. Мы расцениваем это как позитивный знак на будущее.
Какова доля электронных торгов от общего числа процедур в городе?
На текущий момент она составляет 13-15%. По прошлому году это было около 2,5 млрд рублей. Но мы находимся на пороге бурного развития, и в течение 1-2 лет именно эта форма проведения торгов станет доминирующей. Я думаю, что будущее за этой системой.
Возможно ли со временем проведение аукционов не только по заказам на услуги, но и по определению, например, ставки арендной платы?
Да, в целом такая система применима. Необходимо будет попробовать и посмотреть каков будет опыт. Почему нет?
Уже есть такие задумки?
Да, мы со временем к этому придем.
Интервью подготовил Антон Мастренков