С начала зимы с улиц Москвы вывезено более 11 млн кубометров снега. Не секрет, что особое внимание при его уборке уделяется магистралям и крупным трассам города. О качестве уборки снега, новой технике и подготовке к летнему периоду рассказал в интервью "Интерфаксу" руководитель государственного бюджетного учреждения "Кольцевые магистрали" Игорь Черниченкин.
Игорь Константинович, на дорогах Москвы давно работают не дворники с лопатами, а грамотные специалисты с хорошей техникой. Достаточно ли городу имеющейся техники и есть ли специализированные машины, которых нет в других городах России?
Современная уборочная техника на самом деле требует определенного уровня знаний. Например, на МКАДе работает 14 швейцарских универсальных дорожно-уборочных машин "Jet Broom", которые буквально начинены автоматикой. Каждая из них заменяет три уборочные машины – одновременно сдвигает снег, прометает проезжую часть и обрабатывает асфальтовое покрытие противогололедными реагентами. Естественно, для работы на них необходимы особые навыки, поэтому несколько наших водителей, которые работают непосредственно на "Jet Broom", ездили на стажировку в Швейцарию. Остальных водителей обучают представители фирмы-изготовителя, которые специально для этого приезжают в Москву. Таким же образом проходит обучение работе на 12 появившихся недавно в нашем распоряжении дорожно-уборочных машинах "Volvo". Еще трое рабочих ездили на стажировку в Канаду. Там их обучали работе с мобильными снегоплавильными установками "Trekan".
А используется ли на улицах Москвы техника российского производства?
Конечно, и у нашей техники есть свои преимущества. К примеру, конструкция снегопогрузчиков российского производства позволяет во время уборки снега занимать только одну полосу движения. Иностранные же варианты предполагают боковую погрузку, а, значит, придется перекрывать сразу две полосы. В условиях такого мегаполиса, как Москва, это непозволительная роскошь. Наши плужно-щеточные и распределительные машины КО-715 и КО-829 на базе КАМАЗа мало того, что не менее надежные, так еще и более простые в эксплуатации.
Для того чтобы реально оценить качество уборки дорог, необходимо видеть их собственными глазами. Кто из ваших сотрудников выезжает "на места" и лично проверяет каждый участок?
Общая площадь территорий, которые обслуживают "Кольцевые магистрали" - более 24 млн кв. метров. Из них 20 млн – дороги. И для того, чтобы отследить санитарное и техническое состояние каждого участка, на предприятии существует специальный отдел, сотрудники которого регулярно совершают объезды закрепленных территорий. По их результатам составляются отчеты, где фиксируются даже малейшие недоработки. В соответствии с этими заключениями подрядчики обязаны устранить нарушения. Если же этого сделано не будет, последуют штрафные санкции. На предприятии также введена система "кураторского контроля" за работой подрядных организаций, то есть каждый сотрудник отдела комплексного содержания дорог и озеленения ежедневно проверяет работу закрепленных за ним дорожно-уборочных организаций. Помимо этого проверки постоянно проводят заместители руководителя, и сам руководитель – я. Качество уборки отслеживается достаточно жестко, что позволяет очищать дороги от снега в соответствии с принятым в городе регламентом. К слову, на данный момент с закрепленных за ГБУ территорий уже вывезено около 3,5 млн кубометров снега.
Работникам коммунальных служб важно получать точные прогнозы погоды. Каким образом вы сотрудничаете с синоптиками?
Информация о погодных условиях имеет очень большое значение для качественного комплексного содержанию дорог и магистралей города. Имея точные прогнозы и предупреждения о неблагоприятных погодных условиях, можно заблаговременно подготовиться к сильным снегопадам, переходам температуры воздуха и дорожного покрытия от положительных значений к отрицательным, а также таким опасным явлениям погоды, как гололед, метель, сильный порывистый ветер и так далее.
Для оперативного и своевременного прогнозирования погоды в штате "Кольцевых магистралей" работают метеоспециалисты с большим опытом работы. Рабочее место синоптиков оборудовано всей необходимой техникой для получения информации о фактической погоде, данных с метеоспутников и с автоматических метеостанций, расположенных на МКАД и ТТК. Также они получают прогнозы погоды и штормовые предупреждения от Гидрометеобюро Москвы и Московской области. А информация с метеорадаров позволяет достаточно точно рассчитать время начала и окончания снегопадов, их интенсивность и ожидаемое количество осадков.
Все это дает возможность правильно рассчитать время проведения превентивных обработок дорог противогололедными материалами, начала первого и последующих механизированных подметаний проезжей части, а также позволяет рассчитать примерное время, необходимое для вывоза снега и какое количество техники для этого потребуется.
Владельцы автомобилей, как правило, не прислушиваются к призывам коммунальных служб не парковать автомобили в неположенных местах. Каким образом "Кольцевые магистрали" взаимодействует с УГИБДД Москвы и службой перемещения транспортных средств?
В столице введена система установки временных дорожных знаков, запрещающих парковку вдоль дорог по четным или нечетным дням. Подрядные организации заранее выставляют эти знаки на той стороне улицы, которую собираются убирать. К сожалению, далеко не все москвичи и гости столицы соблюдают требования и запреты, а также элементарные правила дорожного движения, и вот тут на помощь дорожным службам приходят сотрудники УГИБДД Москвы и Городской службы перемещения транспортных средств. Если автомобиль мешает уборке снега, подрядчики подают заявку, инспекторы ГИБДД составляют протокол, и эвакуатор перемещает машину. Увы, прибегать к таким мерам приходится довольно часто.
С какими еще предприятиями и организациями вам необходимо взаимодействовать, чтобы улучшить качество уборки снега и обслуживания дорог в городе?
Что касается других организаций, "Кольцевые магистрали" тесно взаимодействует с ОАТИ Москвы. Объединение инспекций является контролирующей организацией, и, если обнаруживает нарушения в содержании объектов дорожного хозяйства, выдают нам предписания по устранению. Такая система позволяет выявлять и ликвидировать недоработки, без которых просто невозможно обойтись в таком мегаполисе, как Москва.
Ведется ли уже сейчас подготовка к весенне-летнему периоду?
Капитальный и текущий ремонт дорог проводить пока, безусловно, рано. Это можно делать только при плюсовых температурах воздуха и асфальтобетонного покрытия. Сейчас возможен только мелкий ямочный ремонт.
Зато уже сейчас проводится подготовка и проверка всей техники, которая будет работать в весенне-летний период. Более того, этот процесс начинается еще в ноябре. Машины, которые работают исключительно летом, необходимо не только тщательно вымыть и проверить их исправность, но и устроить на зимнее хранение в теплый бокс. С техники, которая работает круглый год, снимается навесное оборудование, которое также отправляется на проверку и хранение. Все машины без исключения проходят полный техосмотр и, в случае необходимости, ремонт. Уже до 15 апреля технические специалисты ГБУ "Кольцевые магистрали" должны завершить комплексную проверку всей имеющейся техники.
Кроме того, уже сейчас началась подготовка к оформлению цветников вдоль дорог, которые находятся на нашем балансе. Конечно пока это лишь бумажная стадия – разработка эскизных проектов цветочного оформления. Подготовка почвы к посадкам будет проводиться не раньше мая. Но и сейчас работы немало. К примеру, в прошлом сезоне на балансе "Кольцевых магистралей" было 127 цветников, и их количество может увеличиться. Тем более что в 2010 году страна отмечает 65-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это значимое для всех нас событие обязательно найдет отражение в оформлении видовых цветников и уже сейчас учитывается при подготовке их эскизов.
Каким опытом в области содержания и эксплуатации дорог Москва может поделиться с другими российскими регионами? Обращаются ли регионы сами за вашей помощью, просят ли поделиться накопленным опытом?
Конечно, в "Кольцевые магистрали" часто обращаются не только соседние регионы, но и коллеги из-за рубежа. В основном их интересуют наши технологии зимней уборки дорог. Были гости из Японии, Франции, Великобритании… Всех, как правило, удивляет тот факт, что Москве удается оперативно и качественно убирать дороги даже во время сильнейших затяжных снегопадов. События последних двух месяцев, когда жизнь в Европе была практически парализована из-за весьма незначительного, по нашим меркам, количества осадков, показали, что у нас есть чему поучиться. Вот и интересуются уборочной техникой, которую мы используем, а также технологиями, которые у нас применяются.
Дважды приезжали к нам из Санкт-Петербурга представители организации, которая должна была эксплуатировать строящуюся там Кольцевую автомобильную дорогу (КАД). Их интересовали подробности эксплуатации нашей Московской кольцевой автодороги.
Интервью подготовил Антон Мастренков