Москва / Эксклюзив 7 сентября 2009 г. 18:00

Руководитель московского Музея ретро-автомобилей Дмитрий Октябрьский: Наш музей станет крупнейшим из построенных в современной России

Руководитель московского Музея ретро-автомобилей Дмитрий Октябрьский: Наш музей станет крупнейшим из построенных в современной России

О движении российских коллекционеров автомобилей и планах развития московского Музея ретро-автомобилей в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель музея, бывший бизнесмен и владелец крупнейшей в мире частной коллекции советского автопрома "Моторы Октября" Дмитрий Октябрьский .

Дмитрий Юрьевич, расскажите о планах развития музея ретро-автомобилей

Государственное учреждение "Музей ретро-автомобилей" было создано в 2004 году, музей разместился на территории бывшего автокомбината на Рогожском валу, д.9/2. Поскольку нас ждет масштабная реконструкция, пока нецелесообразно приобретать новые экспонаты. Существующие строения полностью снесут и на их месте возведут современный Московский Выставочный Комплекс Техники (МВКТ). В районе Рогожского вала реконструируется весь квартал, строится новое жилье, а мы на своих 2,5 га построим современный музейным комплекс, чьи экспозиционные площади составят около 25 тыс. кв. метров. Со времен Перестройки это будет самый современный крупный музейный объект, построенный заново. За последние два десятилетия открыто много музейно-исторических объектов, но заново выстроенных не существует. Есть арт-галереи, частные музеи, но, подобных, нашему - еще не было.

На чьи деньги построят новый музей?

Строиться он будет за счет бюджета города. Но в связи со сложившейся экономической обстановкой мы допускаем возможность участия и соинвесторов, и инвесторов в его возведении.

Участие инвесторов означает размещение на объекте офисов или торговых площадей?

Офисов здесь не будет. Бизнес-план показывает, что объект МВКТ окупаем и может заинтересовать потенциальных инвесторов даже при том, что является социальным. Никто же спросит, почему в Эрмитаже или в Третьяковке нет офисов, и под гостиницу помещения не сдают. За счет ожидаемой посещаемости мы сможем содержать МВКТ. В вопрос окупаемости не входит закупка экспонатов, но содержать объект и сотрудников вполне реально. Конечно, этот объект не окупится быстро. Поэтому мы считаем, что инвестором, скорее всего, будет тот, который имеет достаточные средства для реализации подобного социального проекта и готов ждать. Фактически это меценат, но с гарантированным возвратом денежных средств. Среди потенциальных инвесторов могут быть и любители техники, и автоклубы. В последние годы многие компании вкладывают деньги в спортивные сооружения, в научно-техническую деятельность, при этом на сверхприбыль не рассчитывают. Такие компании берут на себя социальную ответственность. Мы верим, что наступило время, когда многие обеспеченные люди, компании меняют мировоззрение и тратят деньги не на покупку яхт и самолетов, а на то, что останется будущим поколениям. Были в истории крупные меценаты - Савва Морозов, братья Третьяковы и многие другие. Будучи коллекционером, я знаю всю специфику музейной деятельности, а именно, технического антиквариата и этот проект занимает все мое время. Сейчас я бизнесом уже не занимаюсь, а целенаправленно занят только развитием этого проекта.

Когда начнется строительство новых помещений МВКТ?

Если все будет хорошо, и своевременно подготовим проектную документацию, она быстро и четко пройдет регламент и начнется финансирование, то в конце 2010 года выйдем на стройку. В случае непредвиденных обстоятельств на этапе согласований и проектировании МВКТ, сроки начала строительства могут быть сдвинуты. Мы приложим максимум усилий, чтобы проект начался в следующем году. Проект по своей сути больше государственного масштаба, чем городского. Подобного проекта еще не реализовывалось. В стране нет ни одного государственного учреждения, связанного с техническим антиквариатом. Есть частные коллекции техники, частные музеи, но музейных комплексов подобного масштаба нет.

Много ли в России частных музеев автомобилей?

Из постоянно действующих частных музеев могу назвать - музей техники в Архангельском, "Автовилль" и музей "Авторевю" в Кузьминках. Есть постоянно действующая экспозиция под Тулой, прямо в поле под открытым небом. Есть еще коллекция "Моторы Октября", которая почти в полном составе переехала в Музей ретро-автомобилей. Музеи, связанные с техникой, работают в Рязани, есть несколько в Сибири. Но, для примера, в Германии только автомобильно-технических музеев около 5 тысяч, а у нас по всей стране два десятка. К тому же музейная деятельность несет в себе социальную нагрузку - важно не просто выставить машину, а организовать экскурсии, обучение, семинары, привлекать молодежь.

Сколько в вашем музее автомобилей на ходу?

Пока в нашем музее свыше 200 экспонатов, из них 60-70% спокойно перемещаются, имеют номерные знаки, страховку и техосмотр. Остальная часть находится либо на реставрации, либо в ожидании реставрации, а еще часть нет смысла оживлять, нецелесообразно.

Много ли в Москве коллекционеров авто?

Да, сейчас коллекционное движение в динамическом развитии, число коллекционеров растет. Не могу уверенно сказать, насколько повлияет кризис на возникновение новых коллекционеров и аппетиты сформировавшихся. Вполне возможно, люди начнут тратить деньги на более насущные вещи, а не на роскошь. Коллекционеров по Москве, думаю, более 500, плюс огромное количество людей, имеющих по одному, по два коллекционных автомобиля.

Коллекционирование автотехники - дорогое удовольствие?

Мой опыт показывает, что коллекционирование автомобилей, наверное, самое дорогое. Это связано не со стоимостью единицы коллекции, а с затратами на ее содержание. Например, можно купить яйцо Фаберже за 10 млн долларов, его можно поставить за бронированное стекло и больше никаких расходов не потребуется. Для размещения автомобиля необходимо около 24 кв. м закрытого теплого помещения, автомобиль надо содержать, он требует постоянных вложений, за ним надо специфически ухаживать. Представьте: в моей коллекции 200 автомобилей. Умножить на 24 кв. метра, получается огромный объект недвижимости, который надо приобрести или арендовать. Поэтому мы предлагаем коллекционерам в МВКТ возможность выставлять технику и одновременно обеспечивать ее хранение. С одной стороны, не делаем затрат бюджетных средств на экспонаты, с другой, стороны коллекционер не несет затраты на хранение. При этом владелец может взять свое авто для участия в ралли, в пробеге, он может продать его. Это позволит МВКТ стать местом общения коллекционеров, местом жизни техники. Мы не хотим существовать как склад старых вещей.

Насколько дороги коллекционные автомобили, например советские?

Отечественные автомобили стоят дорого, особенно представительского класса. Стоимость таких машин может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Советские машины, как ни странно, не являются самыми дешевыми. Вступительная цена для коллекционера на покупку недорого автомобиля 35-40 тыс. долларов, а дальше цены только выше.

Насколько отличается цена просто раритетного автомобиля и того, что принадлежал известному человеку?

В зависимости от того, какой автомобиль, цены могут отличаться в разы. Например, просто 21-я "Волга" - это просто "Волга", а "Волга" Юрия Гагарина стоит в разы дороже. Коллекционную "Волгу" еще можно где-то найти за 20-25 тыс. долларов плюс затраты на будущую реставрацию.

"Волга"-21 Владимира Путина…

"Волга" Путина не совсем коллекционный автомобиль. Как коллекционный он не представляет особого интереса, так как он не аутентичен на 100%, машина не "в родне". Основная ценность этого автомобиля в его хозяине. Только за счет этого его стоимость может быть существенной.

В вашем музее есть автомобили, принадлежавшие известным людям?

У нас есть автомобиль, подаренный в свое время Чкалову за перелет - Hudson. Этот автомобиль использовался при съемках фильма "Стиляги". Есть ЗИС-110, обслуживавший Никиту Хрущева, когда он был председателем ЦК Украины. Вообще документально достаточно сложно подтверждается легенда автомобиля, если он не единичный. Как правило, документы, подтверждающие принадлежность автомобиля известным людям, отсутствуют. К тому же была специфика обслуживания машин представительского класса. Человек мог сегодня на одной машине поехать, завтра на другой. Если же документов нет, коллекционеры сами разыскивают информацию, изучают, выстраивая цепочку истории. И, если сообщество коллекционеров и экспертов признает эту легенду, то она, как правило, не оспаривается.

А Вы на какой машине чаще ездите?

В обычной жизни я езжу на обычном автомобиле иностранного производства - Тойоте, до этого ездил на других. Владельцы не ездят на коллекционных машинах в зимний период, поэтому существует сезон с апреля-мая до сентября-октября. В это время происходит самая бурная жизнь для любителей коллекционной техники - устраиваются пробеги, ралли, выставки, конкурсы.

Вы в них участвуете?

Да, я в них по мере возможности участвую. Ехать на старинном автомобиле - это непередаваемое впечатление.

Тяжелее, чем на современном?

Нельзя сравнивать, вождение старинного автомобиля - это по-другому. Все равно, что сравнивать езду на самокате и велосипеде, хотя и там, и там два колеса. Это принципиально разные ощущения. На советских представительских машинах, конечно, ездить тяжело, а если ехать пассажиром, это неинтересно. Тут важно самому ехать за рулем.

А на каком раритетном автомобиле ездите?

В основном езжу на "Победе", иногда и зимой, как на повседневном автомобиле. А раньше ездил на 401-м "Москвиче", еще нравится 21-я "Волга".

"Москвич"-401 небольшая машина

Вполне меня устраивающий автомобиль. Я в него вмещаюсь и проблем не испытываю.

Вы участвовали в гонках Mille Miglia?

В Mille Miglia не участвовал, там не участвуют советские автомобили. В гонках Mille Miglia к участию допускаются только те автомобили, или точно такие же, которые участвовали в гонках Mille Miglia 1927-1957 годов.

Этап Mille Miglia хотят в 2010 году провести в России

По каким дорогам ее устраивать? По МКАДу - да. А дальше? Предложи иностранцам поехать по России, они захотят сесть на джип, чтобы проехать по нашей грязюке, но сомневаюсь, что у них возникнет большое желание проехать на раритетных машинах по нашим дорогам, возле которых стоят пятиэтажки. Им нужны города, определенные места, например города "Золотого кольца". В Европе у дороги каждые 5 км что-то интересное, а у нас вечная борьба с дорогой, борьба с непониманием, хамством на дорогах.

Еще один вопрос - как обеспечить охрану, сохранность автомобилей, кто будет их ремонтировать, если в пути сломается автомобиль? Но принципиально проведение этой гонки в России я поддерживаю и, думаю, что со временем, она обязательно состоится.

Российские автомобили тоже хорошие?

Российские автомобили хорошие при их соответствующей стоимости. У нас еще не развита хорошо система кредитования, невысокие заработные платы, чтобы массово приобретать автомобили среднего и бизнес-класса. Задача отечественного автопрома - дать хороший недорогой автомобиль. Если придерживаться этой концепции, то наши автомобили вполне приемлемы.

А вы собираете только советские автомобили?

Да, они мне нравятся, вызывают ностальгические чувства. Советские авто - мой профиль как коллекционера. У всех разные профили: кто-то собирает только кабриолеты, кто-то только купе, а я собираю советские автомобили.

Интервью подготовил Юрий Кологорцев