Москва / Эксклюзив 30 марта 2016 г. 07:34

Заместитель гендиректора ПАО "МОЭСК" по технологическому присоединению и развитию услуг А.Пятигор: "Программа "Ноль визитов" дает возможность подключиться к электросетям онлайн, не приходя в сетевую организацию"

В современном мире любой бизнес, вне зависимости от масштаба, связан с использованием электроэнергии. Поэтому вопросы подключения к электросетям и энергопотребления играют в его развитии одну из ключевых ролей. О том, как организована работа с клиентами, желающими подключиться к сетям в столичном регионе, рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель генерального директора ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК) Александр Пятигор.

Заместитель гендиректора ПАО "МОЭСК" по технологическому присоединению и развитию услуг А.Пятигор: "Программа "Ноль визитов" дает возможность подключиться к электросетям онлайн, не приходя в сетевую организацию"

- Александр Михайлович, насколько сложно предпринимателям и обычным клиентам подключиться к сетям компании?

- Ответ на ваш вопрос проиллюстрирует статистика: с началом реформ в области техприсоединения, а именно с 2012 года, мы отмечаем кратный рост количества обращений и объемов подключаемой мощности. За год мы получаем до 100 тысяч заявлений. Только с начала этого года мы уже исполнили более 14 тысяч договоров ТП суммарной мощностью около 500 МВт. Если бы процедура была столь же многоступенчата, как ранее, таких показателей было бы просто невозможно достичь.

Мы планомерно движемся к упрощению процедуры технологического присоединения, ломая стереотипы громоздкости и непрозрачности ТП. Тогда мы поставили для себя задачу, чтобы прием заявок и выдача соответствующих документов происходили в онлайн-режиме через интерактивные сервисы. Для этого был разработан специальный портал техприсоединения, который сейчас успешно функционирует. Он позволяет получить исчерпывающие ответы на вопросы клиентов по поводу всего, что связано с подключением к электросетям (первичное присоединение, увеличение мощности, переоформление, регламенты, нормативы и т.д.).

Хотел бы также напомнить о действовавшей в 2012-2013 годах программе "5 шагов за 3 визита". Ее реализация потребовала многое поменять в части организации самого процесса техприсоединения, особенно внутри компании. А запущенная в 2014 году обновленная программа "3 шага - 2 визита" сократила не только количество этапов, необходимых для подключения, но, что самое главное для клиентов, – сроки присоединения.

При этом мы не стоим на месте – с 2015 года у нас реализуется программа "Ноль визитов". Она предоставляет возможность подключиться к электросетям онлайн, не приходя в сетевую организацию. Все необходимые документы, начиная от подачи заявки на технологическое присоединение и заканчивая закрытием договора ТП, можно сделать через личный кабинет на нашем портале.

- Востребован ли у клиентов сервис подачи электронной заявки?

- Если смотреть динамику, то в 2014 году через личный кабинет портала по ТП к нам поступило около 15% электронных заявок. В 2015-м уже вдвое больше – это 30,5% от общего количества на подключение, или в абсолютном выражении – более 15 тыс. таких онлайн-заявок. Что касается нынешнего года, то, начиная с января, к нам через личный кабинет пришло 47% заявок - почти 6 тыс. в количественном выражении. Такие изменения дают нам возможность оптимизировать трудозатраты внутри компании и не загружать самого клиента очными походами в наш клиентский офис.

Для этого клиенту достаточно иметь электронную подпись, возможность использования которой мы внедрили для заявителей на мощность до 150 кВт в 2015 году. Весь процесс организован в соответствии с действующим законодательством, и в сфере электронно-цифровой подписи мы не нарушаем 861-е постановление правительства РФ (о правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии - ИФ).

При желании, клиенты, которым требуются небольшие мощности – до 150 кВт, всю процедуру техприсоединения могут пройти онлайн. Сервисы портала позволяют все этапы ТП выполнять удаленно.

- Клиент в заявке на техприсоединение сам должен указать необходимую для подключения мощность. Каким образом он может ее узнать?

- Любой инвестор, застройщик, представитель малого бизнеса, планирующий осуществить свой проект, может воспользоваться на портале техприсоединения специальным калькулятором для расчета необходимой мощности. В него вводится имеющаяся информация и выдается расчет, какую мощность необходимо указывать в заявке на ТП в зависимости от уровня напряжения.

При этом клиент должен указать категорийность объекта с учетом действующих строительных нормативов. Например, многоквартирный жилой дом - это однозначно вторая категория. При наличии информации об этажности, приборов (газовые или электрические плиты), отоплении (индивидуальное или неиндивидуальное) калькулятор рассчитает вам необходимую мощность.

Выбор уровня напряжения зависит также от заявителя. Если вам нужно подключить участок с мощностью до 150 кВт, то в основном используется напряжение 0,4 кВ, потому что оно максимально приближено к тем приборам, которые могут использоваться в этой энергосети при минимальной трансформации (на 380 и 220 В).

Если самостоятельно решить проблему не удастся, то можно разрешить ее, придя в любой клиентский офис или позвонить консультантам "Светлой линии" (8-800-700-40-70). Кроме того, на нашем портале есть форум, где можно задать вопрос, на который мы обязательно ответим в течение 5-7 дней.

В этом году мы внедряем новую форму общения с нашими клиентами – вебинары по вопросам техприсоединения. Проект реализуется совместно с Минэнерго России и призван повысить уровень информированности наших клиентов обо всех возможностях ТП.

- Другой актуальный вопрос для предпринимателей: где проходит разделение ответственности собственника и сетевой организации по подключению к электросети?

- Согласно действующему 861-му постановлению, до границ земельного участка подключение к электросетям выполняет сетевая организация, а в границах земельного участка или объекта капитального строительства - сам заявитель. Под границами участка понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы участка или иного недвижимого объекта, на котором находятся или будут располагаться энергопринимающие устройства заявителя с оформлением соответствующих прав собственности.

На границе земельного участка должен быть установлен прибор учета. Если устанавливать его внутри земельного участка, то в дальнейшем у сетевой организации может возникнуть проблема снятия показаний и проверки работоспособности прибора. Кроме того, если тянуть кабельную линию вглубь участка, то мы начинаем противоречить правилам ценообразования по техприсоединению. Здесь нельзя тарифицировать по действующим тарифам, а нужно - по соглашению сторон. Так как в разных местах проложить один и тот же кабель можно по разным ценам. Поэтому лучше, когда эти мероприятия в границах своего участка выполняет сам заявитель.

- Какие еще услуги компании могут появиться в онлайн режиме?

- Сейчас у нас в планах осуществлять закрытие договоров ТП с использованием электронно-цифровой подписи. Технически мы, как компания, уже готовы реализовать этот проект, но есть ряд участников, с которыми мы пока до конца не согласовали отдельные моменты. Например, о признании соответствующих актов, подписанных ЭЦП, как документов для заключения договоров энергоснабжения. Думаю, в течение апреля мы урегулируем этот вопрос с энергоснабжающими организациями, и проект будет запущен.

Кроме того, через личный кабинет можно оплачивать договоры ТП, не выходя из дома, то есть, по принципу интернет-магазина, а при необходимости и запросе заявителя осуществить курьерскую доставку пакета документов. Это также касается нашей программы "Ноль визитов".

Напомню также, что с 1 октября прошлого года стоимость технологического присоединения для заявителей от 15 до 150 кВт, к которой в основном относится малый и средний бизнес, была снижена на 50%. Мы пошли дальше и предоставили заявителю возможность самому составлять график своих платежей на срок до трех лет: он может оплатить присоединение как разовым платежом, так и равными долями, но минимальная первая оплата должна составлять 5%. Это тоже шаг навстречу клиентам, за которым, по сути, кроется формирование благоприятных условий для развития бизнеса в столичном регионе.

Мы развиваем в компании и нетарифные источники доходов, которые позволяют нам также направлять средства на развитие наших сетей и сервисов. Имею в виду предоставление дополнительных услуг – начиная от пользующейся спросом услуги техприсоединения "под ключ" и завершая услугой предоставления места размещения оборудования сотовых операторов. С перечнем таких услуг можно ознакомиться на сайте компании и при очном посещении наших центров обслуживания клиентов. В Москве и Подмосковье у нас действует 29 таких центров.

В дальнейшем мы планируем развить личный кабинет не только в части техприсоединения, но и в плане удобства отслеживания клиентом своего энергопотребления после подключения. Уже сейчас через личный кабинет можно получать дополнительные услуги, например, необходимый при реализации различных инвестпроектов вынос сетей.

Подчеркну, что мы стремимся сделать процесс техприсоединения и связанных с этим услуг предельно простым и понятным любому желающему. И если клиент впервые столкнется с задачей обеспечить подключение к электросетям МОЭСК, сегодня он сможет выбрать любой удобный способ обращения в компанию: от личного визита в офис и консультаций по телефону до онлайн-обращений на портале по ТП или форума.