Президент России Владимир Путин поручил увеличить долю малого и среднего бизнеса в стране, и губернаторы пообещали снимать административные барьеры и давать "новичкам" налоговые льготы. Однако для предприятий не менее важна доступность инженерных сетей. О том, можно ли быстро и просто подключиться к электросетям в Москве и Московской области, "Интерфаксу" рассказал заместитель генерального директора по техприсоединению и развитию услуг ОАО "МОЭСК" Александр Пятигор.
- Александр Михайлович, в какие сроки сейчас происходит подключение к электросетям в Московском регионе, и будут ли эти сроки уменьшаться?
- ОАО "МОЭСК" – крупнейшая сетевая компания столичного региона. Ежедневно мы присоединяем к электросетям порядка 200 заявителей, за 2014 год подключили порядка 60 тыс. новых абонентов. Это довольно внушительные показатели, которые не выполняет ни одна сетевая компания не только в России, но и в Европе: всего мы обслуживаем 17 млн потребителей.
Конечно, от скорости присоединения к сетям во многом зависят темпы развития малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательности всего региона. Если одним клиентам нужно провести свет в дачный дом, то другим – запустить новое производство или обеспечить электроэнергией строящийся микрорайон. И чем быстрее это произойдет, тем лучше.
Исходя из этого, мы системно проводим работу по упрощению процедуры технологического присоединения и улучшению клиентских сервисов. Обо всех нововведениях мы информируем Всемирный банк, который оценивает Россию в рейтинге Doing Business, в том числе, по показателю "доступность к электросетям".
В 2014 году мы запустили программу с говорящим названием "3 шага – 2 визита". Ей могут воспользоваться заявители, которым требуются мощности до 670 кВт, а таких большинство. Суть в том, что клиент приходит в офис всего два раза: для заключения договора и оформления закрывающих документов.
Теперь по срокам: для клиентов до 150 кВт сроки подключения в МОЭСК не должны превышать 90 дней. Для заявителей до 670 кВт - не более 180 дней. Однако сейчас в Москве и области подключение к сетям МОЭСК осуществляется гораздо быстрее, чем это предусмотрено законодательством (сроки составляют от 120 дней до года). Более того, присоединить нашего клиента мы можем практически в любой точке столичного региона.
Мы считаем, что это прорыв. Еще два года назад клиенту надо было посетить офис не три раза, а 15 раз, а суммарные сроки работ составляли не 90 дней, а 162 дня! Мы не останавливаемся на достигнутом и ставим себе задачу кратного сокращения сроков подключения.
- Какие проблемы могут возникнуть на пути к этой цели?
- Так как это очень амбициозная задача, то для ее реализации необходимо участие не только компании, но и органов исполнительной и законодательной власти. В частности, сроки выдачи разрешительной документации на подключение не должны превышать 18 дней. В настоящее время в среднем эти сроки могут составлять от 60 до 400 суток! Поэтому уже сегодня нужно законодательно проработать регламентирование работ по разработке и согласованию исходно-разрешительной документации для муниципальных образований.
Есть еще много нерешенных вопросов, например, некоторые СНТ препятствуют перетоку электроэнергии по своим сетям, категорически отказываются согласовывать присоединение расположенных на территории СНТ участков. Хотя в соответствии с уже актуализированными правилами техприсоединия такого права у них нет.
В случае, если у клиента возникают вопросы, он может позвонить нашим сотрудникам на "Светлую линию" МОЭСК (8-800-700-40-70), оставить обращение в интернет-приемной, а также по телефону доверия 8(499) 951-06-49.
- Как сейчас вы взаимодействуете с местными властями?
- В целом власти столичного региона понимают необходимость упрощения процедуры техприсоединения. Ряд наших инициатив уже нашел поддержку: в частности, в Московской области отменили разрешения на строительство линейных объектов до 20 кВ. Это реально сократило сроки выполнения работ.
Мы строим сетевую инфраструктуру, например, энергообъекты, в привязке к планам властей по развитию территорий и в соответствии со своей инвестпрограммой. Безусловно, работа с органами власти продолжится в таком же конструктивном режиме.
- Какие есть способы подключиться к сетям, и сделать это как можно быстрее?
- Сегодня клиент МОЭСК, которому требуется подключиться или увеличить уже имеющуюся мощность, может выбрать любой удобный для него способ: прийти в центр обслуживания клиентов, позвонить на "Светлую линию", а также изучить всю необходимую информацию и подать заявку на специализированном портале utp.moesk.ru.
Кстати, портал постоянно совершенствуется и обновляется. Сейчас там можно скачать все формы и образцы документов, воспользоваться онлайн-калькулятором для расчета примерной стоимости, отследить статус заявки и сроки исполнения работ, задать интересующие вопросы. Для крупных заявителей (мощностью свыше 8900 кВт) доступна информация о наличии свободной мощности в разделе "Карта питающих центров". Кроме того, действует специальный раздел "Индивидуальное подключение".
На портале клиенты могут также поделиться излишками мощности, воспользовавшись опцией по ее перераспределению. Таким образом, сетевая компания выступает как площадка для обмена информацией, одновременно решая вопрос недозагруженных энергомощностей без дополнительных затрат на их возведение. Для всех заявителей мощностью свыше 5000 кВт выделяется персональный менеджер.
- Как часто к вам поступают жалобы о качестве работы или срывах сроков?
- Нечасто, но время от времени спорные ситуации возникают, клиенты обращаются в ФАС. Все ситуации мы рассматриваем предельно внимательно. Сегодня мы абсолютно четко констатируем для себя, что заявленные нами сроки могут быть сорваны не только по вине сетевой организации, а из-за "отставания" по выполнению работ смежных направлений.
Так, на затяжку сроков влияет необходимость подписания большого количества актов, оформляемых сетевой организацией после завершения работ по подключению клиента. Сегодня Минэнерго России, отталкиваясь, в том числе, и от опыта нашей работы в столичном регионе, готовит проект изменений в правила технологических присоединений, которые позволят сократить количество актов с пяти до двух. Это, в свою очередь, положительно отразится на сроках подключения заявителей.
Кроме того, согласно статистике, в 30% всех обращений подача напряжения в срок невозможна из-за технической неготовности самого клиента: заявитель сам не успевает выполнить необходимые работы. Возникают нюансы и с выдачей исходно-разрешительной документацией, как я уже говорил.
Хотя, безусловно, точные сроки подключения зависят от наличия сетевой инфраструктуры и готовности самого заявителя к подаче напряжения.
Чтобы избежать всех проблем, мы предлагаем воспользоваться комплексной услугой "Техприсоединение под ключ", которая гарантирует своевременное и качественное подключение. То есть, клиенту не нужно обращаться к посредникам, а можно сделать все напрямую, придя в офис компании.
- Где и как предприниматель может проконсультироваться по вопросам подключения или пожаловаться на возникшие проблемы?
- Каждую последнюю среду месяца во всех филиалах компании проводятся открытые Дни предпринимателя. В ходе индивидуальных бесед наши сотрудники отвечают на конкретные вопросы потенциальных и существующих заявителей.
Нередко на встречах возникают вопросы о разнице в расчетах договоров техприсоединения. По закону потребитель имеет возможность выбора стоимости на присоединение к электросетям: по стандартизированной ставке или по ставке за мощность. И итоговые суммы одного и того же договора, действительно, могут различаться в разы. В этом случае вопрос к энергетикам "Почему?" звучит вполне логично. Мы соблюдаем федеральное законодательство, и эта возможность у наших клиентов есть – это легко проверить, воспользовавшись онлайн-калькулятором на нашем портале. Но какова справедливая стоимость? Ведь затраты, к примеру, на прокладку сети имеют свою вполне конкретную цену, как и услуги специалистов, которые подключают объекты.
На наш взгляд, чтобы не возникало разногласий и двусмысленности, необходимо вопрос определения стоимости техприсоединения привести к общему знаменателю. Свои предложения мы направляем в головную компанию ОАО "Россети" для подготовки единой позиции, потому что подобные проблемы носят системный характер не только на территории Москвы и Московской области.
- Как развиваются ваши интерактивные сервисы?
- С начала года мы наблюдаем положительную динамику использования наших интернет-ресурсов, а также рост количества обращений в наш колл-центр.
Сегодня все наши клиенты имеют возможность подачи электронной заявки на подключение. Уже порядка 30% наших клиентов выбирают именно онлайн-заявку. Нюансы заполнения необходимых граф в "Личном кабинете" на портале поясняет видео-гид. Кроме того, для удобства клиентов телефонная "Светлая линия" МОЭСК работает круглосуточно.
Помимо этого, клиенты МОЭСК могут подать единую заявку и на техприсоединение, и на договор энергоснабжения. То есть, при обращении за подключением больше не нужно идти в офисы сбытовой компании, так как все документы выдадут наши специалисты. Прием и пломбировку счетчика до подачи напряжения осуществляют однократно сотрудники МОЭСК без участия энергосбытовой компании.
Так как 2015 год для компании юбилейный, то мы решили отпраздновать его введением новой услуги – полностью онлайн-подключения. С 1 мая эта опция доступна для самой распространенной категории заявителей, которым требуются небольшие мощности – до 15 кВт по льготной ставке 550 руб. Все действия, включая оплату, клиент выполняет в личном кабинете на портале техприсоединения.
Пока в России МОЭСК единственная сетевая компания, которая предоставляет своим клиентам такую возможность. В будущем мы планируем расширить категорию заявителей, которые смогли бы воспользоваться полным онлайн-подключением.