Москва / Эксклюзив 15 ноября 2019 г. 16:20

Заместитель руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Олеся Беленькая: "Поддержка предпринимательства, в том числе молодежного, – одно из приоритетных направлений правительства Москвы"

Заместитель руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Олеся Беленькая в интервью "Интерфаксу" рассказала о самых нестандартных стартапах молодых предпринимателей столицы и о том, почему традиционные экскурсии на предприятия уходят в прошлое.

Заместитель руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Олеся Беленькая: "Поддержка предпринимательства, в том числе молодежного, – одно из приоритетных направлений правительства Москвы"

– Проекты департамента "День без турникетов" и "Молодой предприниматель Москвы" победили в конкурсе "Выбор года" в номинации "Лучшее деловое мероприятие". Как Вы оцениваете результаты?

– Действительно, в конце октября два проекта департамента предпринимательства и инновационного развития стали лауреатами конкурса "Выбор года" в рамках VII Всероссийской открытой ярмарки событийного туризма "Russian Open Event Expo", проходившей в Симферополе. В номинации "Лучшее деловое мероприятие" городская акция "День без турникетов" получила диплом лауреата I степени, форум "Молодой предприниматель Москвы-2019" – диплом III степени.

Оба проекта входят в экосистему развития человеческого капитала, которую реализует департамент предпринимательства и инновационного развития правительства Москвы с целью профориентации и профнавигации горожан любого возраста. Для нас очень важно признание коллег, но еще более ценно признание жителей города. Например, если в прошлом году мы провели 5 акций в рамках проекта "День без турникетов", то в этом году уже прошло 8 акций, а заключительный "День без турникетов" в этом году пройдет с 5 по 7 декабря.

Благодаря этой акции москвичи могут бесплатно посетить ведущие инновационные предприятия города и своими глазами увидеть, как внедряются в жизнь передовые технологии. Это также масштабный городской праздник, в котором каждый раз принимают участие тысячи жителей Москвы и гостей столицы. И программу мы строим так, чтобы участники абсолютно любого возраста нашли для себя что-то интересное, поэтому, кроме знакомства с инновациями, на экскурсиях проводятся всевозможные развлекательные мероприятия: мастер-классы, литературные чтения, открытые лекции о современных технологиях и предпринимательстве.

– "День без турникетов", пожалуй, одна из самых известных акций департамента. Сегодня мероприятия проходят по несколько раз в год, на экскурсии приходят тысячи посетителей. Скажите, как пришла идея создать такую акцию?

– Проект "День без турникетов" в 2012 году стал "первой ласточкой" в популяризации городских инновационных предприятий и производств среди населения Москвы. Рабочие и инженерные профессии в то время были не слишком популярны, и первоначально эта акция была задумана для привлечения внимания людей к данным специальностям. К этой мысли нас привели многочисленные запросы со стороны работодателей, заинтересованных в привлечении новых кадров. Это и обусловило большое количество производственных компаний, принимавших участие в первых акциях "День без турникетов".

Однако со временем мы стали получать все больше отзывов участников о желании посетить не только производственные, но и другие интересные организации. Сейчас в акции участвуют многие компании: от шоколадных и кондитерских цехов до мультипликационных студий.

– Что дает компаниям участие в акции "День без турникетов"? Охотно ли они пускают посторонних на производство?

– Во-первых, благодаря акции компания может презентовать себя и свою продукцию большому количеству жителей города Москвы, повысив привлекательность своего бренда. Во-вторых, для компаний это дополнительная возможность привлечения новых мотивированных кадров.

Что же касается доступа, то с развитием акции проблем с привлечением новых площадок становится все меньше и ограничения на посещение экскурсий практически снимаются.

– Какие площадки наиболее популярны у посетителей?

– В акции "День без турникетов" участвуют площадки самого разного профиля, поэтому выбрать из них наиболее популярные довольно сложно. Лишний раз об этом свидетельствует и тот факт, что практически на всех площадках места на экскурсии заканчиваются в течение пары часов с момента открытия регистраций.

Среди наиболее часто участвующих площадок можно выделить следующие: PANORAMA360 – самая высокая смотровая площадка Европы, интерактивно-развлекательный комплекс Cyberspace, кондитерская компания French Kiss, кузнечная мастерская "Первая кузня", IT-компания "Лаборатория Касперского", "Карамельная Мануфактура", также активное участие принимают детские технопарки города Москвы.

– Экскурсии в рамках "Дня без турникетов" имеют возрастной ценз. По какому принципу его формируют и почему, например, дошкольников не пускают на кондитерскую фабрику или фабрику мороженого?

– Установление возрастного ценза – прерогатива площадок-участников акции. Вызвано оно, как правило, законодательными ограничениями пребывания несовершеннолетних детей на производственной площадке. К примеру, на некоторых производствах техника безопасности не допускает присутствие на площадке детей.

Еще одним фактором, влияющим на установление возрастных ограничений, является программа экскурсии. В некоторых местах экскурсии детям банально не интересны, поэтому площадки выставляют ограничения. При этом в каждой акции принимает участие большое количество площадок, интересных и свободных для посещения абсолютно всем жителям.

– В этом году в акции участвуют более 90 площадок. Есть понимание, сколько их будет в 2020 году?

– С каждым годом наша акция становится все более популярной, мы постоянно работаем над расширением пула площадок, привлекая новые компании. В то же время мы работаем и над тем, чтобы сохранить и улучшить взаимодействие с уже участвовавшими в акции компаниями – это имеет очень большое значение. Мы хотим, чтобы участвующие в проекте площадки становились нашими долгосрочными партнерами.

С момента старта акции в 2012 году ее участниками стали свыше 100 тыс. человек и более 200 инновационных производств столицы. Конечно, эти показатели будут только расти.

– Еще одна задача департамента – работа с молодежью. Насколько в этом смысле эффективен форум "Молодой предприниматель Москвы"? Удается найти по-настоящему талантливых школьников и студентов и претворить их идеи в жизнь?

– Поддержка предпринимательства, в том числе молодежного, – одно из приоритетных направлений правительства Москвы. Мы развиваем новые форматы обучения и профессиональной подготовки будущих предпринимателей – инициативных и дальновидных, не только идущих в ногу со временем, но и опережающих мировые тенденции. И новое поколение предпринимателей зарождается в креативной и непринужденной атмосфере.

Вот почему первостепенной задачей форума "Молодой предприниматель Москвы" мы считаем предоставление ребятам возможности в интерактивном, игровом формате почувствовать себя настоящими бизнесменами – придумать идею для стартапа, собрать команду для ее реализации, сформировать бизнес-модель и запустить этот проект.

Форум для молодых московских предпринимателей – достаточно молодой проект. Самый первый "Молодой предприниматель Москвы" был приурочен к Дню студента в январе текущего года. Тогда в нем приняло участие свыше 10 тыс. школьников, студентов колледжей и вузов, делающих свои первые шаги в бизнесе или пока еще мечтающих об этом.

Мероприятие включало в себя ряд тематических блоков: "Выбор ниши и цели", "Упаковка – сильное предложение рынку", "Первые продажи", после прохождения которых ребята разрабатывали собственный стартап. Победителем стал проект "Супергерои", подразумевающий производство продукции, а также создание кафе, стилизованное под героев популярных комиксов Marvel и DC. Награду они получили из рук мэра Москвы Сергея Собянина.

Концепция форума, прошедшего в октябре, была немного видоизменена. На этот раз те школьники и студенты, кто пока еще только интересуется темой собственного бизнеса, проходили пять треков по стадиям развития проекта – включая идею, маркетинг, формирование команды, календарный план и бюджетирование. А уже продвигающие собственные проекты соревновались в конкурсе Startup Battle. Также были предусмотрены дополнительные отраслевые сессии по направлениям Beauty, Food, Fashion, Design и Star-up.

На каждое мероприятие мы приглашаем уже состоявшихся предпринимателей, которые делятся с участниками своим опытом, инсайтами и историями успеха. Например, на последний форум был приглашен директор по развитию Black Star Александр Гагиев, основатель Института публичных выступлений и конфликтологии Ирина Баржак, арт-директора студии "Иппиарт" и лауреаты премии Red Dot Design Рейхане Нури и Дмитрий Назаров, ресторанный критик Григорий Мосин и основатель сети бургерных BB&Burgers Иван Кукарских, блогер Елена Шейдлина и другие.

Авторы лучших проектов получили достойные призы: сертификат на обучение по программе МВА Intensive, место в коворкинге от "Малого Бизнеса Москвы", планшеты Apple iPad Mini, а также возможность сразу попасть в акселератор популярного "Бизнес-Уикенда". Это бесплатный образовательный проект по основам предпринимательства, составляющей которого является и форум "Молодой предприниматель".

– Могли бы рассказать подробнее о проекте "Бизнес-уикенд"? Кто и чему учит, сколько это стоит и как попасть в программу?

– Абсолютно бесплатный проект "Бизнес-Уикенд" ориентирован на старшеклассников и студентов колледжей и вузов, планирующих стать предпринимателями и развивать собственный бизнес. Он состоит из нескольких частей. Первая ступень представляет собой серию однодневных тренингов "Дверь в предпринимательство", где ребята знакомятся с основами бизнес-деятельности. Затем самые сильные и мотивированные могут пройти в "Бизнес-акселератор" – это второй этап, состоящий из восьми интенсивов. Здесь участники разбирают реальные кейсы по предпринимательству, встречаются с кураторами в будни и самостоятельно выполняют домашние задания.

В первом акселераторе, который проходил весной, из 1 тыс. участников до конца дошли 573 юных бизнесмена – все это было действительно нелегко, учитывая занятость студентов. Но такая заинтересованность в результате является гарантией их успеха в будущем. А победители акселератора, 150 человек в трех номинациях, получили реальную помощь от правительства Москвы по запуску собственных стартапов.

Любое обучение мы стараемся строить таким образом, чтобы знания давались легко и весело. В общей сложности за время запуска проекта "Бизнес-Уикенд" с октября 2018 года в нем приняло участие около 40 тыс. студентов и школьников – это ребята, зарегистрировавшиеся в рамках данной программы на платформе проекта "Бизнес-Уикенд" и проходящие обучение в онлайн и офлайн режиме.

В конце октября стартовал новый сезон однодневных тренингов и занятий в акселераторе. Тренинги "Дверь в предпринимательство" будут продолжаться до конца декабря, попасть туда очень легко – достаточно лишь зарегистрироваться на сайте проекта.

В целом "Бизнес-уикенды" – это бесценный практический опыт и уникальные современные знания, которые помогут молодым людям открыть в будущем свое дело.

– Можете рассказать о самых нестандартных бизнес-идеях участников "Бизнес уикенда"?

– Итоги прошедших занятий лишний раз говорят о том, что современная молодежь мыслит абсолютно новаторскими категориями, ведь среди проектов, над которыми они работают, – очистители воздуха городского масштаба, муравьиные фермы, платформы с искусственным интеллектом, приложения виртуальной и дополненной реальности, эко-сувениры для национальных парков России и многое другое.

Ребята, участвующие в "Бизнес-акселераторе" этой весной, представили стартапы в самых разных областях: от разведения бабочек до реализации IT-проектов. В числе проектов-победителей – студия видеопроизводства и продвижения в YouTube, кондитерская полезных десертов, проект строительства квестовых площадок, ферма с тропическими бабочками, репетиторский курс по подготовке к школе, интернет-магазин товаров для кошек.

Те стартапы, которые организуют сегодня начинающие бизнесмены, основаны на инновационных технологиях. Мы видим, что в своих бизнес-планах молодежь Москвы ориентируется уже не на локальные рынки – она планирует встраиваться в мировую экономику, ее мышление не ограничено географически.

– Участникам "Бизнес-уикенда" по сути рассказывают, как превратить идею в бизнес-проект. Когда теоретическая часть позади и проект создан, участвует ли департамент в практической части? Может быть, предоставляет гранты или помещение?

– Разумеется, Правительство Москвы оказывает всестороннюю поддержку одаренным и увлеченным ребятам не только в плане получения основательных знаний по предпринимательству, но и практическими мерами. Фактически второй этап "Бизнес-уикенда", нацелен на то, чтобы поддержать победителей такими мерами, как бесплатный коворкинг, бухгалтерское сопровождение на период работы в коворкинге, услуги персонального консультанта и продвижение проекта с использованием возможностей ГБУ "Малый бизнес Москвы".