Москва / Новости 7 сентября 2009 г. 09:51

Столичные туроператоры, отправляющие россиян на Черное море, недосчитались почти трети клиентов

7 сентября. ИНТЕРФАКС - На начало сентября московские туроператоры оценивают падение продаж по курортам Краснодарского края и Крыма в среднем в 25-30% по сравнению с прошлым годом.

По их словам, "подвел" операторов высокий сезон - июль и август.

"В июне продажи шли неплохо, с отставанием от уровня пошлого года в 10-12%, правда, с очень небольшой глубиной продаж - примерно две недели. Была даже надежда на то, что в высокий сезон продажи активизируются. Однако в июле продажи пошли хуже, а в августе и вовсе "встали", - рассказал порталу "Интерфакс-Туризм" генеральный директор компании "Ориент" Анатолий Гусев.

В итоге, как заметил собеседник, по отношению к июлю-августу прошлого года спад составил в зависимости от направления 20-25%.

Генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин оценивает спад в 30%, а по некоторым датам - даже в 50%.

Что касается курортов, то, по словам туроператоров, в лучшем положении оказались менее дорогие Анапа и Геленджик - здесь спад составил примерно 15%, тогда как по Сочи он перешагнул даже 30%.

Неожиданным для операторов стал низкий спрос на Крым. В итоге падение потока как минимум на 30%. И это несмотря на то, что курс гривны снизился относительно рубля, а операторы снижали цены.

По мнению С.Ромашкина, столь существенное снижение объемов продаж вызвано не только общим падением спроса: оно оценивается не более, чем в 15%. Вклад в неудачу сезона внесли и другие факторы. Так, значительная часть клиентов в этом году покупала путевки в санатории и пансионаты и номера в отелях напрямую, в обход турфирм, рассчитывая сэкономить.

Кроме того, как считают туроператоры, россиян с российских курортов смогли перетянуть этим летом Абхазия и Турция. В июле турецкие операторы пошли на невиданное снижение цен, особенно привлекательно выглядели их предложения для регионов. Так, из Уфы можно было улететь на неделю за 16 тыс. руб. тогда как билет в Сочи стоил 14 тыс. руб. Отдых на черноморском побережье России оказывался в этом случае просто невыгодным.

Летом-2009 россияне также впервые очень активно поехали в соседнюю Белоруссию. Здесь, как выяснилось, отдохнуть, а главное, поправить здоровье в санаториях можно за доступную цену. Как сообщают туроператоры, цены на отдых в Белоруссии в два-три раза ниже, чем в Подмосковье или на Черном море, а питание, воздух, общая атмосфера отдыха - великолепные. Это и определило выбор россиян, заставив смириться с отсутствием в Белоруссии моря и современной индустрии развлечений.

Если московские турфирмы потеряли летом примерно треть черноморских туристов, то это не значит, что их стало настолько же меньше на этих курортах. Так, согласно статистике РЖД, в июне - августе 2009 года из Москвы поездами дальнего следования в направлении Черноморского побережья Северного Кавказа отправились 636 тыс. чел. (+8% к уровню прошлого года), в том числе в июне - 169 тыс. чел, в июле - 254 тыс. чел, в августе - 212 тыс. человек.

Из Санкт-Петербурга за три месяца лета в направлении южных курортов совершили поездку по железной дороге 171 тыс. человек, или +11% к уровню прошлого года. Всего за три летних месяца поездами дальнего следования совершили поездку на юг страны 7 млн человек.

Наибольший рост пассажиров в РЖД отметили в районы Туапсе-Сочи (1,7 млн чел, или +1% к уровню 2008 года), Анапы (749,3 тыс. чел, или +3% к уровню 2008 года) и Минеральных вод (382,0 тыс. чел, или +7% к уровню 2008 года).

При этом, согласно данным Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, поток отдыхающих на курорты края вырос в этом году на 4%. Как отметили в департаменте, больше всего востребован отдых эконом-класса, а добираться туристы до моря предпочитают на собственных автомобилях.

По словам мэра Сочи Анатолия Пахомова, в этом году заметно изменилась сама структура спроса россиян на отдых.

"Мы видим растущий спрос на недорогое размещение, люди предпочитают добираться собственным транспортом или по железной дороге, отказываясь от перелетов. Если руководство РЖД смогло удержать тарифы на разумном уровне, то авиакомпании нас "не услышали", и стоимость авиабилетов в этом сезоне была запредельной", - пояснил он "Интерфакс-Туризму".