Москва. 21 февраля. ИНТЕРФАКС - Первая группа авиапассажиров, пострадавших в транспортном коллапсе накануне Нового года, обратилась в суд с требованием взыскать с "Аэрофлота" 10 млн рублей.
"На минувшей неделе в связи с отсутствием реакции на наши обращения мы подали первые 50 исков на общую сумму свыше 10 млн рублей в отношении авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" (РТС: AFLT) с требованием компенсации убытков и морального вреда, причиненного пассажирам в период 26-28 декабря 2010 года", - заявил "Интерфаксу" адвокат пострадавших Сергей Жорин.
Он отметил, что иски были заявлены по месту жительства пострадавших авиапассажиров в различные суды России.
"В суд готовятся обратиться еще 462 пострадавших пассажира "Аэрофлота", - подчеркнул С.Жорин.
Адвокат отметил, что каждый пассажир требует у "Аэрофлота" не менее 200 тыс. рублей в качестве возмещения морального вреда, а также компенсации судебных издержек.
"Мы хотим доказать авиаперевозчикам, что быть добросовестным и честным выгодно. Например, авиакомпания "Трансаэро" добровольно возместила причиненный ущерб, заплатив свыше 10 млн рублей, в том числе и компенсировав моральный вред в пределах 15-20 тыс. рублей", - добавил он.
Между тем позже, на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" С.Жорин отметил, что всего на сегодняшний день в Коллегию адвокатов обратилось более 1000 пострадавших от транспортного коллапса, который произошел перед новым годом, из них 512 имеют претензии к "Аэрофлоту", 200- к другим российским и зарубежным авиакомпаниям, 320 - "Трансаэро".
По его словам, "Трансаэро" уже добровольно выплатили компенсации, и последовать по этому пути - выгодно для авиакомпаний, так как в исковых заявлениях указывается сумма в 200 тыс. рублей, а не 15-20 тыс. рублей, которые выплатила компания пострадавшим пассажирам. С.Жорин сообщил, что в эту сумму входят выплаты "в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса, и это в 2 раза больше, чем это предусмотрено законом, а также подтвержденные расходы - -проживание, питание, такси - и моральный вред".
"При этом "Трансаэро" не названа в числе виновников. Выплачиваемые суммы будут впоследствии взысканы с виновников, в частности, с аэропорта Домодедово", - подчеркнул С.Жорин.
Он отметил, что его клиентов "возмущает поведение руководства "Аэрофлота": обещанные 20 млн долларов компенсации мы ждем до сих пор". "Вместо этого пострадавшим пассажирам, и то не всем, навязывают ваучеры в обмен на расписку об отсутствии претензий. "Аэрофлот" заявлял, что с помощью этого ваучера можно полететь в один конец чуть ли не любого рейса. Вот, к примеру, ваучер, который получил пассажир за билет, стоивший 350 евро. В этом ваучере указывается сумма в 94 евро. Можно понять, что даже в одну сторону он не улетит", - подчеркнул С.Жорин.
25-26 декабря 2010 года над московским регионом прошел ледяной дождь, создавший проблемы с электроснабжением столицы и близлежащих областей, в аэропортах столицы сложилась непростая ситуация: была практически парализована работа "Домодедово" и "Шереметьево". Сотни рейсов были задержаны, в аэропортах находились тысячи людей, ожидающих вылета.
Пассажиры жаловались на отсутствие еды, а также на плохую организацию вылета самолетов. По указанию генпрокурора РФ московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства об авиаперевозках и обслуживании пассажиров авиакомпаниями и аэровокзальными комплексами "Домодедово" и "Шереметьево".
Позже официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева сообщила, что генпрокурор Юрий Чайка по поручению президента Дмитрия Медведева взял на контроль прокурорскую проверку в связи с массовыми задержками рейсов.
Проверялось соблюдение прав пассажиров на обеспечение их питанием, водой, предоставлением комнаты матери и ребенка, мест для багажа в камере хранения, номеров в гостинице.
В ходе проверки Генпрокуратура сообщила о многочисленных нарушениях законодательства в сфере обслуживания пассажиров в аэропорту "Домодедово" со стороны авиакомпаний "Трансаэро", "Сибирь", "ВИМ-Авиа", "Оренбургские авиалинии", "Ютэйр" (РТС: TMAT).
После коллапса в московском авиаузле Роспотребнадзор также провел проверку аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево".
Как сообщил глава ведомства Г.Онищенко, на основании полученных обращений от потребителей было возбуждено 14 административных дел в сфере защиты прав потребителей в части недоведения необходимой достоверной информации.
Г.Онищенко также сказал, что у Роспотребнадзора есть претензии к авиакомпаниям "Аэрофлот" и "Трансаэро".
30 декабря 2010 года в Росавиации сообщили, что ситуация в московском авиаузле стабилизировалась, аэропорты и авиакомпании вошли в расписание. Как отметил представитель ведомства, все задержанные рейсы за 26, 27 и 28 декабря были выполнены.